Введение
Актуальность исследования.
Новое время выдвигает новые требования к образованию, в том числе такие, как создание условий для массового профессионального образования при сохранении элитарного высшего образования, основанного на принципах отбора абитуриентов, а также предоставление возможности гражданам в любом возрасте, в любое время, в любом месте независимо от социального статуса получать любое необходимое качественное образование.
В последние десятилетия ХХ века общественная значимость системы образования, как общего, так и профессионального, многократно возросла. Глобальные изменения в технологическом, экономическом и социальном развитии мировой цивилизации превратили образование в стратегический фактор прогресса общества. Наращивание научно-технического, социокультурного и духовного потенциала общества напрямую связано с уровнем и состоянием системы образования, повышением образовательного и профессионального уровня всего населения .
Эффективная и конкурентоспособная стратегия деятельности образовательного учреждения должная строиться на сочетании методов научно-обоснованного прогнозирования, гибкого планирования и адаптированных к особенностям российских регионов механизмов регулирования.
Как показывается практика, в процессе регулирования системы профессионального образования оформились его базовые ориентиры:
• инновации,
• диверсификация образовательных программ,
• непрерывности образования,
• продвижения образовательных услуг,
• управления качеством .
Глава II. Совершенствование системы управления качеством профессионального образования
2.1 Причины инновационного подхода в деятельности образовательных учреждений
Учреждения образования, наряду с другими государственными институтами, одними из первых оценили возможности инновационных процессов, их роль и значение в реформировании отечественной экономики, в создании конкурентоспособной наукоемкой продукции. Сегодня в системе образования России функционирует развернутая инновационная инфраструктура, включающая: 72 научно-технических парка; 16 региональных центров подготовки специалистов в области инновационного предпринимательства; 12 региональных информационно-аналитических центров; 10 региональных инновационных центров; 12 региональных центров содействия развитию научно-технического предпринимательства и др.
Рост показателей в системе профессионального образования обусловлен появлением новых факультетов, отделений в учебных заведениях, открытием новых образовательных учреждений, в том числе и негосударственных. Только в 2004 году было создано 5 новых училищ федеральной подчиненности и 67 филиалов подведомственных училищ.
В течение 2002 – 2004 годов планировалось создать общественно-государственную систему контроля качества образования, аттестации и аккредитации учебных заведений всех уровней. Такой системе предполагалось придать федерально-региональный характер и независимость от органов управления образованием. Данная программа пока еще находится в стадии реализации.
Список литературы
1. О проблемах качества реализации государственного образовательного стандарта в учреждениях профессионального образования Российской Федерации: Министерство образования РФ от 12.09.00 N15/2 // Официальные документы в образовании. - 2001. - N 1. - С.82-88
2. О соблюдении законодательства Российской Федерации при применении новых образовательных технологий в образовательных учреждениях: Минобразования РФ от 01.06.01 N 22-06-770 // Официальные документы в образовании. - 2001. - N 29. - С.3-4
3. Рекомендации по организации практики студентов учреждений профессионального образования: Утв. письмом Минобразования РФ от 03.08.00 N14-55-484ин/15 // Официальные документы в образовании. - 2001. - N 1. - С.77-82
4. Арзякова О.Н., Морозов Е.В. Рынок образовательных услуг и его анализ // Советник бухгалтера в сфере образования и науки. - 2001. - N 3. - С.44-47
5. Белканов Н. Российское образование: поиски себя в контексте глобализма // Alma mater. - 2001. - N 1. - С.25-30
6. Богданов В., Прохоров А. Системы дистанционного образования // Компьютер Пресс. 2001. No 8. С. 138-142
7. Бордовский Г.Л., Нестеров А.А., Трапицып С.Ю. Управление качеством образовательного процесса. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. — 359 с
8. Бургин М.С. Инновация и новизна в педагогике // Сов. педагогика. 1989. № 12.
9. Виноградов В.Н Квалиметрия человека и образование // Методология и практика: Сб. науч. тр. / Исслед. Центр проблем качества подготовки специалистов. М., 1994.
10. Гличев А.В. Управление качеством продукции // Стандарты и качество. 1971. № 6.
11. Глудкин О.П., Горбунов Н.М., Гуров А.И. Всеобщее управление качеством: Учеб. для вузов. М., 1999.
12. Горленко О.А. Менеджмент качества: анализ основных определений // Методы менеджмента качества. — 2004. — № 12. — С.34-36
13. Давыдова Л.Н. Различные подходы к определению качества образования // Качество. Инновации. Образование. — 2005. — № 2. — С.5-8
14. Динес В., Фролкин П. Современные глобальные тенденции развития высшего образования // Власть. - 2001. - N 6. - С.29-34
15. Драгомир В.В. и др. Куда пойти учиться / Под ред. Ю.А.Новикова; Ассоц. рос. вузов. - М.: Гелиос АРВ,2001. - 640с.
16. Инновационное обучение: Стратегия и практика / Под ред. В.Я.Ляудис. М., 1994.
17. Исаев В.А. О концептуальной модели системы анализа качества информационно-образовательной среды (ИОС) системы открытого образования // Материалы X Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология и практика». Книга 1. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. — С.173-183.
18. Ишикава К. Японские методы управления качеством: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1988.
19. Каору И. Японские методы управления качеством: Пер. с англ. М., 1988.
20. Козырин А.Н. Финансово-правовая проблематика регионального законодательства об образовании // Известия ВУЗов. Правоведение. - 2001. - N 2. - С.73-89.
21. Красовский Ю. Формирование руководителя нового типа // Проблемы теории и практики управления. 1992. № 6.
22. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М.Гвишиани. М., 1989.