Введение
Современное общество, производство, рынок товаров, услуг и труда отличаются высокой степенью динамизма, неопределенности, быстрыми темпами перемен. Динамизм и неопределенность становятся характеристиками всех сторон нашей жизни, проявляются на всех уровнях – глобальном, региональном, социальном, индивидуальном. Эти принципиально новые условия выдвигают иные требования к подготовке специалистов на всех уровнях профессионального образования. Данная тенденция четко обозначена в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, в которой одна из ключевых идей – это идея о необходимости формирования нового качества российского образования и в особенности среднего профессионального образования, которому "необходимо обеспечить опережающее развитие". Новое качество образования сегодня - это образование, отвечающее требованиям международных стандартов качества, удовлетворяющее запросы всех потребителей образовательных услуг – личности, общества, государства, производства
Новое качество подготовки специалистов требует иных критериев его оценки. Поэтому вопрос о критериях качества подготовки специалистов – ключевой, определяющий всю направленность образовательного процесса в учебном заведении. Чтобы реально решать задачу по ориентации образования на формирование нового качества подготовки будущего специалиста, необходимо ввести в критерии оценки качества образования наряду со знаниями друге параметры. В качестве такого параметра выделяют психологическую готовность к профессиональной деятельности.
В зависимости от определения психологической готовности, разными авторами выделяются её структура, главные составляющие, строятся пути его формирования. Формирование психологической готовности через обучение приемам анализа строит М.М.Кашпов, там, где в основу кладется профессиональная направленность и формирование профессиональных способностей (профессионализма) определяющих психологическую готовность, проходит через профессиональную направленность. (Кузнецов В. Г., Паламарчук М. А., Ступницкая С. Ф.) Маркова А. К. определяет, что профессионализация, включающая в себя, в том числе и психологическую готовность, как многоканальный процесс идет сразу по нескольким направлениям. Через обучение и воспитание формируется мотивационная и операциональная сферы. Психологическую готовность к профессиональной деятельности в таком случае характеризует динамика изменений в мотивационной сфере личности, формирования в ней профессионально значимых установок, изменение ценностно-смысловой структуры мировосприятия личности. Согалаев В.В. в структуру психологической готовности вводит мотивационный, ориентационный, эмоционально-волевой, личностно- операциональный и оценочно-рефлексивный компоненты. Наиболее инвариантным по отношению к спектру профессий из выделенных компонентов нам представляется мотивационный компонент, что и определит выделение предмета нашей работы.
Объект изучения: психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности.
Целью работы является теоретическое и практическое изучение психологической готовности к профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования: Психологическую готовность к профессиональной деятельности характеризует динамика изменений в мотивационной сфере личности, формирования в ней профессионально значимых установок, изменение ценностно-смысловой структуры мировосприятия личности.
Для доказательства цели и подтверждения гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
1. Анализ психологической литературы по изучаемой проблеме;
2. Выделение понятия « психологической готовности»;
3. Изучение особенностей мотивации студентов;
4. Изучение ценностных ориентаций студентов;
5. Разработать профессиональный тренинг.
Методологической основой исследования стали: деятельностный подход в русле, которого трудились многие выдающиеся отечественные психологи (К.А.Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, и др.); исследования, выполненные в русле психологии труда и инженерной психологии (К.К.Платонов, Б.Ф.Ломов, В.А.Пономаренкуро и др.); исследование системогенеза практической деятельности В.Д.Шадрикова, предложенное им понимание и схему практической деятельности.
Методы и методики исследования. В ходе исследования были использованы: метод теоретического анализа, применялись эмпирические методы беседа, анкетирование, письменный опрос, тест-опросник для измерения мотивации аффилиации (ТМА), мотивации достижения (ТМД), опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин).
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации психологических знаний по проблеме психологической готовности к профессиональной деятельности.
Практическое значимость исследования состоит в следующем:
1.В возможности эффективного использования выводов и рекомендаций исследования в психологии высшей школы;.
2. материалы исследования могут быть использованы в организации работы практического психолога в профориентационной работе;
Апробация исследования и внедрение результатов в практику проводилось по ряду направлений, включавших:
а) выступления на научных мероприятиях (материалы исследования докладывались и обсуждались на научных студенческих конференциях);
б) опубликование результатов исследования,
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, таблиц и приложений.
Одной из актуальных задач современной психологии является проблема готовности человека к профессиональной деятельности. Изучение общей проблемы готовности к труду началось в 50-е годы в связи с необходимостью профессионального обучения людей различным видам труда. Готовность – это условие успешного выполнения профессиональной деятельности, которая должна формироваться и совершенствоваться как самим человеком, так и всей системой мероприятий, проводимых государством в целом. Понятие «готовности» к высокопродуктивной деятельности в опреде¬ленной области труда, общественной жизни Б. Г. Ананьев определяет, как «проявление способностей», В. А. Крутецкий предлагает на¬зывать готовностью к деятельности весь «ансамбль», синтез свойств личности, как значительно более широкое понятие, чем способности
ЛИТЕРАТУРА.
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М., 1995
2. Абрамова Г.С. К проблеме диагностики педагогической позиции // Психология учителя. – М., 1989
3. Асеев В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности. М., 1976г.
4. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и освоить – М.: учебная литература, 1997
5. Басов М.Ф. Личность и профессия. – М.: 1926
6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1988
7. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – М.: Издательство "Института психотерапии", 2000
8. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. – М., 1991
9. Ваник Д., Ман Ф. Профессиональная подготовка учителей и проблемы мотивации достижения и контроля действий. Вопросы психологии. 1989г. № 3.
10. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие под ред. М.В. Гомезо, М.В. Матюхиной. – М., 1984
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Педология подростка. – М., 1984
13. Гаврилова Т.Л. Личностное консультирование подростков как вид психологической помощи // Психологическая наука и образование. 1997 № 1. – с.88-92
14. Гилёва И.О. Системно – структурный анализ мотивационной готовности к творческой деятельности: Автореф. дис. … канд. психол. наук.-Барнаул, 2000.-20с.
15. Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя //Вопросы психологии. – 1975 - № 1.С. 100-111.
16. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л., 1988
17. Гребенюк О.С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средник и проф.тех училищ. М., 1986г
18. Гурьев В.Т. Развитие военно-инженерной готовности студентов морского технического вуза (обучение циклу военно-морских дисциплин): Автореф. дис. …канд. пед. наук.-Калининград, 2000.-17 с.
19. Дмитриева М. А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология: Уч. пособ. – Л : ЛГУ, 1979. – 224 с.)
20. Донцов И.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов психологов. Вопросы психологии. 1999г. № 2.
21. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога – М., 1991
22. Душков Б.А. Индустриально-педагогическая психология (труд, организация, управление). – М.: Просвещение, 1981
23. Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психологическая готовность М.: Наука, 1986.- С.49-52
24. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. – М., 1986
25. Журавлев В.И. «Педагогические проблемы профессионального самоопределения выпускников средней школы» Л. 1983
26. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М., 1988
27. Завязкин О.В. Самоконтроль и саморегуляция. – Д.: Сталкер, 1998
28. Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов педагогического вуза. Вопросы психологии 1998. № 2.
29. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов на Дону, 1998г
30. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности – М.: Издательство МГУ, 1987
31. Изучение и развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей старшеклассников: Метод. Рекомендации /под ред. Н.Н. Захзарова. – Пермь: Пермский государственный педагогический институт, 1984
32. Климов Е.А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии. Вопросы психологии. 1985 г. № 4.
33. Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. – М.: Знание, 1986
34. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НРО "МОДЭК", 1996
35. Комусова Н.В. «Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе» Л. 1983
36. Кон И.С. Психология старшеклассника – М.: Просвещение, 1980
37. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. – Ростов-на-Дону: издательство Ростовского педуниверситета, 1997
38. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. – М., 1970
39. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития (хрестоматия). М,: "Радикс", 1995
40. Лучшие психологические тесты для профотбора и профконсультации. – Петрозаводск, 1992
41. Методика индивидуальной профориентации. – М., 1982
42. Маркова А.К. Психология профессионализма.-М.,1996
43. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М., 2004
44. Нестерова Н.Б. Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности- М 2005
45. Обносов В.Н. Динамика профессиональных представлений учащихся ПТУ при разных способах введения в профессию. Вопросы психологии. 1986 г. № 2.
46. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1996
47. Одинцовоа Л.А. и Завицкая С.В. Реализация профессиональной подготовки учителя математики в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования.- БГПУ., Белгород 2000
48. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности – М.:Просвещение, 1991
49. Основы инженерной психологии. Под ред. Б.Ф. Ломова – М., "Высшая школа", 2004
50. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории.-СПб.: ИГУП, 1999.- 592 с. С.195-202
51. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М.: высш. Шк., 1984
52. Практическая психология в образовании. М., 1997 г. Под редакцией И.В. Дубровиной.
53. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. – М., 1993
54. Психологические вопросы регуляции деятельности /под ред. Д.А. Ошанина и О.А. Конопкина. – М.: Педагогика, 1973
55. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /Под ред. Дубровиной. – Екатеринбург, 1998
56. Психологические характеристики профессий /сост. Ф.И. Иващенко, В.А. Карпыч. – Минск: нар. асвета, 1979
57. Психология индивидуальных различий. Тексты /под ред. Ю.В. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: Издательство московского университета, 1982
58. Раустова Э.Н. Доминирующие ценности ориентации у студентов МГУ. Социология. 1995 г. № 4.
59. Реан А., Колошинский . Социально-педагогическая психология. М., 1998 г.
60. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998
61. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989 г.
62. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: ЛГУ, 1990
63. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЭМ": Издательство "ЭКМОС", 1999
64. Санжаева Р. Д. Психологическая подготовка студентов к педагогической деятельности /Р. Д. Санжаева //Личность в системе деятельности. Тезисы докладов региональной н/практической конференции. – Новосибирск: НГПУ, 1993. – С. 113-114.
65. Санжаева Р. Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности. Дис. … д-ра психол. наук. - Новосибирск, 1997.- 347 с.
66. Степанов С.С. Психология в лицах. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс,2005
67. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 1997
68. Фельдштейн Д.И. Психологические основы полезной деятельности подростков. – М.: Педагогика, 1982
69. Филиппов А.В. Производственная социология, психология и педагогика – М.: Высш. Школа, 1989
70. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998 г.
71. Человек. Производство. Управление: психологический словарь, справочник руководителя /под ред. А.А. Крылова, В.П. Сочивко – М.: Лениздат, 1982
72. Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Педагогика, 1983
73. Шадриков В.Д. «Психология деятельности и способности человека» М. Логос 1996.
74. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М.: ВЛАДОС, 1995
75. Штейнмец А.Э. «Психологическая подготовка к педагогической деятельности» Калуга, КГПУ, 1998
76. Шкуркин В.И. «Мотивы как фактор эффективности учебной деятельности студентов медвуза» М 1981
77. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969 г. Андриенко Е. В. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной зрелости учителя.- М., Новосибирск: НГПУ, 2002.- 266 с.
78. Яковец Т. Я. Комплекс условий формирования готовности студентов вуза к самообразованию: Автореф. дис. … канд. пед. наук.-Курган, 1999.- 23 с.