ВВЕДЕНИЕ
Одной из актуальных задач современной психологии является проблема готовности выпускников вуза к трудоустройству
Становление рыночных отношений в российской экономике, разрыв устоявшихся экономических связей обусловили формирование региональных рынков труда, предъявляющих новые требования к высшему профессиональному образованию. Экономические и организационные изменения повлекли за собой перемены в характере взаимоотношений между высшими учебными заведениями и предприятиями, а также государственными и негосударственными организациями в вопросах подготовки молодых специалистов высшей квалификации.
Отсутствие системы государственного распределения выпускников вуза, самостоятельное определение предприятиями и организациями своей кадровой политики ставит актуальный вопрос о трудоустройстве выпускников вуза по полученным специальностям.
Успешное формирование профессионализма личности и профессиональной деятельности, будущих специалистов базируется на их готовности к трудоустройству. Ведущей составляющей готовности к трудоустройству является психологическая готовность, которая понимается учеными как комплексное психологическое образование, как сплав функциональных (Р.А.Гаспарян, Е.Г.Козлов), операциональных (Ю.К.Васильев, Л.С.Нерсесян, А.Ц.Пуни, В.Н.Пушкин, Б.Ф.Райский), и личностных (Л.А. Кандыбович, Н.Д.Левитов, К.К.Платонов, Т.Я.Яковец) компонентов.
О слабой психологической готовности современных выпускников к трудоустройству свидетельствуют исследования:
-Зиятдиновой Ф.Г., проведенных на выпускниках факультета психологии МГУ - основной причиной неуверенности в своих силах в процессе трудоустройства, студенты считают «отсутствие практических знаний» - 65%; недостаток «самостоятельной практики» - 53%; несформированность приемов поиска работы – 74%; отсутствие навыков самопрезентации – 48% [17, с.70.];
-Белокрыловой Г.М., по мнению которой, излишний академизм, «книжность» занятий являются основным препятствием в становлении профессионала [5, с.16.];
-Пряжникова Н.С. результаты исследования, которого свидетельствуют существовании неопределенности профессионального будущего у значительной части молодежи, впервые вступающей на рынок труда [38, с.256.];
-Полдолиной М.Л., которая считает, что современные молодые специалисты имеют ряд характерных особенностей, среди которых часто отмечается необоснованная амбициозность: установка вуза «готовить лидеров бизнеса» проявляется в неадекватной самооценке, завышенных притязаниях выпускников, нереалистичных ожиданиях в начале карьерного пути [34, с.9];
-Демич И., результаты исследования которой свидетельствуют о том, что причина высокой безработицы среди молодежи – в ее неподготовленности к новым экономическим отношениям, в несоответствии профессиональной подготовки потребностям рынка труда, в недостаточной мотивации к труду [12, с.200].
Данные исследования явились поводом для обращения к изучению
Решение проблемы изучения особенностей формирования психологической готовности к трудоустройству и составило цель нашего исследования
Объект: готовность к трудоустройству у выпускников вуза.
Предмет: формирование психологической готовности к трудоустройству.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования, нами были выдвинуты следующие гипотезы исследования:
1. Формирование готовности к трудоустройству у выпускников вуза зависит от уровня конкурентоспособности.
2. Формированию готовности к трудоустройству выпускников будет способствовать реализация программ, направленных на развитие их конкурентоспособности на рынке труда.
Общая цель и выдвинутые гипотезы потребовали решения следующих задач:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования психологической готовности к трудоустройству у выпускников вуза.
2. Диагностика уровня конкурентоспособности у выпускников вуза.
3. Разработка и внедрение программы по формированию конкурентоспособности у выпускников вуза.
Теоретико-методологической основой исследования выступили:
Когнитивно-мотивационный и биографический подходы к трудоустройству (А. Барбер, А. Сакс, Б. Эшфорт, Д. Холланд, П. Уорр, Е. Ричардс, Н. Физер); субъектный подход (И.Демич, Р.И. Капелюшников, Иващенко Ф.И., Дьяченко М.И.); концепции личностно-развивающего образования (К.А. Абульханова – Славская, Б.Г. Ананьев, В.И.Слободчиков).
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: методы теоретического исследования (анализ психолого-педагогических концепций, идей, взглядов – системный, историографический, сравнительно-сопоставительный и др. виды анализа); методы беседы и наблюдения, опрос; изучение и обобщение инновационного опыта; эксперимент (констатирующий и формирующий), методы математической обработки результатов исследования..
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования результатов исследования в ходе подготовки выпускников вуза к трудоустройству, с целью формирования конкурентоспособности и успешной адаптированности к современным условиям труда.
Базой экспериментального исследования стал Армавирский государственный педагогический университет; экспериментальную выборку составили студенты данного института в количестве 37 человек.
Структура и объем работы: ВКР включает в себя две главы, заключение, список литературы, приложение. Текст дипломной работы иллюстрирован таблицами и рисунками.
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию психологической готовности к трудоустройству у выпускников вуза
2.1 Психологические аспекты подготовки к трудоустройству современных выпускников вуза
Юность как переходный период в развитии личности в современном индустриальном обществе затягивается. Для усвоения взрослых ролей требуется все больше и больше времени. Чтобы достигнуть статуса взрослости, юноши и девушки должны справиться с рядом задач, возникающих на данном этапе их жизненного пути. Эти задачи включают формирование целостной идентичности, или целостного «я», а также достижение относительной независимости.
Согласно Э.Эриксону, важнейшая задача, встающая перед человеком в юности и ранней взрослости, - это установление своей идентичности в близких отношениях с другими людьми и в трудовой деятельности. Именно в этот период, молодой человек должен решить вопрос о приоритетности своих жизненных ценностей, наметить ближайшие и перспективные цели [59, с.195]. Готовности к трудоустройству сопутствует одна важная психологическая проблема – личное «пристрастное» отношение: к предстоящей работе, ориентация в первую очередь на профессиональные, корпоративные, а не чисто материальные ценности, связанные с деятельностью в данном качестве [72, с.276].
Список литературы
1. Абдуллина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки. // Высшее образование в России.- 1993.№3.-165с.
2. Абульханова-Славская К.А. Проблема определения субъекта в психологии. // Субъект действия, взаимодействия, познания (психологические, философские, социокультурные аспекты).М: Моск. психол.-соц. институт., Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 59с.
3. Ананьев Б.Г. избранные психологические труды: В 2т. Т.1.М., 1990. 257с.
4. Архипова С.В. Использование социально-психологического тренинга для развития умений самопрезентации у студентов выпускных курсов. // Психология в вузе. 2005,-№1. С.102-117.
5. Белокрылова Г.М. Профессиональное становление студентов-психологов: Автореф. дис. канд….психол.наук. МГУ, 1997, 16с.
6. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПБ.: Изд-во «Речь»,2002.- 440с.
7. Бойко Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества. // Социологические исследования.- 2002.-№3, 81с.
8. Вергилес Г.И., Раев А.И. Показатели готовности к профессиональной педагогической деятельности. // Подготовка специалиста в области образования / Отв. ред. Г.А. Бордовский. – СПБ: Образование, 1994.]
9. Гончарова Н.В. О рынке труда выпускников вузов // Социс,- 1997,- №3, С.105-112
10. Демин А.Н. Достижение успеха в ситуации безработицы // Социологическое исследование. 2002.№10.с.44.
11. Демин А.Н., Попова И.Н. Способы адаптации безработных в трудной жизненной ситуации. // Социологическое исследование. 2000. №5. С.35-46.
12. Демич И. За полгода до выпуска: «Ищу работу.»// Народное образование.-2004.№10.с200.
13. Деулина Л.Д. Интегративные процессы формирования профессионализма студентов в педагогическом университете: Автореферат.- М.: 2002,с.46.
14. Дмитриева М.А. Психологические факторы профессиональной адаптации // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г.С.Никифорова. СПБ.: Изд-во СПбГУ, 1991.с.32.
15. Еремкин А.И. Трудоустройство выпускников вузов: инновационные модели. Автореф.проф. ПГУАС, 2004, 11с.
16. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности. // Психол. журн. 1997. №6, 32с.
17. Зиятдинова Ф.Г. Образование и наука в трансформирующемся обществе. // Социологические исследования.- 1998,-№11,- 70с.
18. Ибрагимов Г.И. Качество подготовки в СПШ и его соответствие требованиям рынка труда. М. 2002, 116с.
19. Иващенко Ф.И. Некоторые проблемы психологии воспитания // Вопросы психологии. 1999. №6, 79с.
20. Илясов Е. Трудоустройство и занятость выпускников вузов: система содействия // Высшее образование, №7, 2005.с.8.
21. Казанцева Т.А. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов – психологов // Психологический журнал.- Т-23-2002, №6. 51с.
22. Кансузян Л.В., Немцов А.А. Вузовское образование в оценках студентов// Социол. исслед. 1999. №4. с.95-96.
23. Карьера молодого специалиста: взгляд вуза // Человеческие ресурсы Урала. №3, 2005, С.9-17
24. Кочетов А.И. Обучение как фактор трудового воспитания,- Минск., 2001. 45с.
25. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. - М., 1968.-431с.
26. Лищук Т. Найди свою работу.-М.: РИПОЛ классик, 2004.- 320 с. – (Позитивная психология).
27. Лукичев Г.А. В поисках эффективного взаимодействия высшего образования и работодателей. // Экономика образования.- 2005. №4, С. 5-21.
28. Любимова Г.Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов-психологов. // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. 2000.№1С. 48-56.
29. Медведская Е.И. Готовность студентов к профессиональной деятельности. // Психология в вузе. №2, 2005, 52с.
30. Михайлова Н.В. Опыт психологического исследования ситуации безработицы // Психологический журнал. 1998. Т. 19. №6. С.91-102.
31. Осницкий А.К., Чуйкова Т.С. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы // Вопросы психологии. 1999. №1. С. 92-104.
32. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984. 106с.
33. Поддубный А.Г. Психологический анализ процесса решения выпускниками вузов задач на планирование трудовых действий. Автореф. канд. дис. Ярославль, 2000,- 25с.
34. Полдолина М.Л. Как подготовить конкурентоспособного выпускника. // Профессиональное образование. №3, 2005, 9с.
35. Полищук Л. Качество высшего образования в России: роль конкуренции и рынка труда. – Вопросы образования.- 20057-№1, С.70-86.
36. Проблемы диагностики умственного развития. :М., 2005,- 37с.
37. Простяков А.А. Развитие готовности студентов педагогической деятельности на основе формирования профессионального самоопределения: автореферат,- Ставрополь, 2004, 3с.
38. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопреде¬ление. М., Воронеж, Модэк, 1996, 256 с.
39. Пузанова Ж.В., Борисенкова П.А. Студенты в начале и в конце 20 века: опыт сравнительной характеристики. // Социс.- 2001, №7, 136с.
40. Ребус Б.М. Психологический анализ конструктивно-технической деятельности // Психология трудовой и конструктивной деятельности. Ставрополь, 1996,-С. 87-95.
41. Садовничий В.А. и др. Университетское образование. Приглашение к размышлению. М: 1995, 74с.
42. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М: 1995, 348с.
43. Согалаев В.В. «Педагогические условия формирования готовности курсантов ВВУЗа к воспитательной деятельности»: Дис….канд. пед. Наук.- Челябинск, 1997.
44. Социс, 1997, № 3, с. 105.
45. Способы проектирования безработными своей жизненной ситуации // Экономические субъекты постсоветской России / Под ред. Р.М. Нуреевой. М.: МОНФ, 2001.С.184-186.
46. Степанов А.Н., Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ищу работу. СПб, Литера плюс, 1995, 286 с.
47. Степанов А.Н., Бендюков М.А., Соломин И.Л. Азбука профориен¬тации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда. СПб, Литера плюс, 1995, 224 с.
48. Улога А.А.Содержание трудовой подготовки выпускников вуза // Профессиональное образование.- 2004.№6.- С.21-25.
49. Федеральная служба по труду и занятости. Положение молодежи на рынке труда. // Российское образование, №5, 2005.с.46.
50. Фонарев А.Р. Личность в процессе профессионализации. // Вопросы психологии.- 2004., №6, С.7—23.
51. Фрай Р. Как успешно пройти собеседование: 101 подсказка/Р. Фрай. – Пер. с англ. Е. Трусовой. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 216 с.
52. Центр занятости населения г. Армавира. Анализ вакансий современного рынка труда. 2005.
53. Черникова Т.В. Практика студентов «помогающих» профессий: повинность или творческая лаборатория профессионализма? Автореферат канд. дис.: Волгоград, 2005,- 14с.
54. Чукан Н.Г. Развитие самостоятельности старшеклассников в процессе овладения политехническими умениями // Психологическая наука и образование.- 2003.-№8.-18с.
55. Шадриков В.Д.. психологический анализ деятельности как системы.// Психологический журнал. Т1., 1995. №3.
56. Шемятихина Л.Ю. Повышения качества российской вузовской системы и конкурентоспособность специалистов на рынке труда.// Философия образования,-2005.,-№3., с.95.
57. Ширинский В.И. Воспитание у выпускников готовности к труду в сфере промышленного производства. Автореф. канд. дис. :М., 2001,- 79с.
58. Широбоков С.М. Оценка качества подготовки конкурентоспособного специалиста в России и США. Социологические исследования. Омск., 2000, 5с.
59. Эриксон Э. Детство и общество. СПБ: 1996, 195с.
60. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.- М.: 1996, 261с.
61. Яковец Т.Я. Комплекс условий формирования готовности студентов вуза к самообразованию. Атореф. дис…. канд. пед. наук.- Курган, 1999,- 9с.
62. Янотовская Ю.В. Экспериментальное исследование самостоятельности в трудовой деятельности: Автореферат канд. дис.:М.,2003, 7с.
63. Barber A.Е., Daly C.L., Giannantonio C.M., Phillis J.М. Job search activitec: Аn ehамiнnаtion оf Оvеr Тimе // Pеrsоnnеl Psychogy. 1994. VоL. 47. №4.
64. Blаu G. Теsting а twо-diмеnsiоnаl меаsure оf jоb sеаrch bеhаviоr // Оrgаnizаtiоnаl bеhаviоr аnd hiмаn dеcisiоn prоcеssеs. 1994. Vол.59. Р. 298.
65. Hоllаnd J.L. Макing vоcаtiоnаl chоicеs: а thеоry оf vокаtiоnаl pеrsоnаlitiеs Аnd wоrк еnvirоnмеnt мееts. Еnglеwооd Cliffs, NeW Jtrsеy: Рrеntise-Hаll, 1985. 56с.
66. Fеаthеr N.Т. Тhe еffеcts оf уnемplоyмеnt оn wоrк vаlуеs Аnd моtivаtiоn // Wоrк моtivаtion / Еd. bi У.Кleinbеcк, еt аl. Hillsdаlе, Неw Jеrsеi: Lаwrеncе Еrldаум Аssоаciаtеs, Pуily., 1990.С.315-330.
67. Grаnоvеttеr М. Gеtting а gоb: А stуdy оf cоntаcts Аnd cаrееrs. Cамbningе: Hеrv. Уinin. Prеss., 1974. 46с.], [Wаnbеrg C.R., Vаtt J.D., Rумsеy D.J. Individуаls withоуt gоb: Аn емpinicаl сtуdi оf jоbsеекing bеhаviоr Аnd rеемplоyмеnt // J. Аppl. Psychоl. 1996. V.81.№1. Р.76-87
68. Gоld К.J., Dоуr Т.L. Prоакtivе fеdbаcк sеекing: thе instrумеntаl уsе оf тhе infоrмаtion еnvirоnмеnt // Gоуrnаl оf Оccpаtiоnаl Psуchоlоgy. 1985. Vоl. 58. №1 153с.
69. Iаtаcк J.C., Кinиcкi А.J., Prussiа G.Е. Аn intеgrаtivе prоcеss моdеl оf cоping with jоb lоss // Аcаd. Маnаg. Rеv. 1995. V. 20. №2. P.20
70. Pаsкаrеllа Е.Т., Теrеntini R.Т. Hоw Cоllеdgе Аffектs Studеnts. Sаn-Frаncisко; ОHfоrd, 1991, 49с.
71. Richаrds Е.W. еаrly емplоyмеnt situаtijns Аnd wоrкing rоlе sаtisfаciоn амоng rеcеnt cоllеgе grаdуаtеs // Joуrnаl оf Vоcаtiоnаl Bеhаviоr. 1984. Vол.24. №3. 78с.
72. Ritzеr G. Маnn аnd hiz Wоrк: Cоnflict аnd Chаngе. N.Y., 1972, 276с.
73. Rоttеr J. Jеnеrаlizеd еxpеctаnciеs fоr infеrnаl vеrsуs-еxstеmаl cоntrоl оf rеynfоrcемеnt // Psychоlоgihаl моnоgrаphs. 1966.- Vол. 80(1)
74. Каnfеr R., Wаnbeg C.R., Каntrоwitz Т.М. Gоb sеаnch Аnd емplоyмеnt: Аpеrsоnаlity – моtivаtiоnаl аnаlisis Аnd меtааnаlitiк nеviеw // J. Аppl. Psychоl. 2001. V 86. №5. P. 375-392
75. Livni Е.. Dеvеlоpмеnt аnd cоnstrукt vаlidаtiоn оf а cаrееr еntrеnchмеnt меаsуrе. Nеw Gersеy: Lаwrеncе Еrlbаум Аssоciаtеs, Pуbl,. 1990.
76. Sакs А.М., Аshfоrтh B.Е. еffеcts оf individuаl diffеrеncеs Аnd jоb sеаrch bеhаviоrs оn тhе емrlоyмеnt stаtus оf rеcеnt univеrsity grаduаtеs // Jоurnаl оf Vоcаtiоnаl Bеhаviоr. 1999. Vоl.54. №2.
77. Winеfiеll А.H., Тiggемаnn М.Unемplоyмеnt, schооl lеаvinj Аnd criме // British jоurnаl оf criмinоlоgy. 1986. Vоl.26. Р.