Введение:
В последние годы в связи с социально-экономическими изменениями, происходящими в нашей стране, психология приобретает все большее значение и все прочнее входит в нашу жизнь. Отсюда возникает широкий круг вопросов, связанных с профессиональным обучением и подготовкой профессиональных психологов.
Во-первых, несмотря на относительную новизну профессии, наблюдается острая потребность в квалифицированных специалистах психологах во многих сферах нашей жизни от образования и здравоохранения до армии и политики. Во-вторых, существует множество теоретических подходов и концепций, в рамках которых может происходить обучение профессиональной деятельности психолога и встает проблема выбора направления профессионального обучения. В-третьих, ведется спор о формах и методах обучения. На психологических факультетах преобладает академический подход, который оставляет студентов, по сути, неподготовленными к практической деятельности. Во вновь созданных частных вузах, напротив, студенты не получают должной теоретической подготовки /61/.
Наряду с вышеперечисленными проблемами остается открытым вопрос о личностных изменениях студентов в процессе обучения профессиональной деятельности психолога. Рассматривая процесс овладения профессиональной деятельностью, неизбежно встает проблема мотивационной стороны профессионального становления, которая создает у человека готовность к деятельности, поддерживает интерес к ней в ходе обучения и дальнейшего выполнения деятельности.
Многие исследователи, занимаясь вопросами профессиональной деятельности, отмечают значимую роль мотивации в процессе профессионального становления и осуществлении профессиональной деятельности. Так А.К.Маркова /38/ подчеркивает, что «профессионализм – это не столько характеристика труда, сколько особенности мотивации личности человека труда, системы его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека».
Изменение мотивации непременно ведет за собой изменение профессиональной составляющей образа-Я студентов. Она сдвигается к профессиональным достижениям, расширению круга профессиональных интересов. Вследствие этого достигается не только успех в учебной профессиональной деятельности, но и изменяется самоотношение студентов, самооценка, видение себя как профессионала. Все эти изменения обусловливают возможность развития личности студентов, что в дальнейшем обусловливает успех будущей профессиональной деятельности. Поэтому актуальность нашей работы заключается в необходимости исследования развития мотивации профессионального становления в процессе обучения и условий развития представлений студентов – психологов о себе и предстоящей профессиональной деятельности в ходе обучения.
Глава 3:
При обсуждении участники отмечали, что сформулировать цель и предположить возможные препятствия было достаточно просто, поскольку подобные размышления были уже неоднократно. Гораздо труднее определить пути преодоления препятствия. По словам участников группы, именно анализ высказываний других членов подгруппы помогал рассмотреть пути достижения собственных целей.
«Карта будущего».
Цель: Более четко осознать свои цели. Соотнести цели между собой и понять, насколько они сочетаются друг с другом, какие препятствия встречаются на пути к ним, какие возможности открываются. Метафорическое выражение целей, преград и путей их достижения помогает создать в воображении картину своего будущего. Подвести своеобразный итог работы этого дня и всей работы в целом.
Инструкция: « Я хочу предложить вам начертить карту своего будущего. Ваши глобальные цели обозначьте как пункты местности, в которых вы бы хотели оказаться. Обозначьте также промежуточные большие и маленькие цели на пути к ним. Придумайте и напишите названия для «пунктов-целей», к которым вы стремитесь в вашей личной и профессиональной жизни. Нарисуйте также улицы и дороги, по которым вы будете идти. Как вы будете добираться к своим целям? Самым коротким или обходным путем? Какие препятствия вам предстоит преодолеть? На какую помощь вы можете рассчитывать? Какие местности вам придется преодолеть на своем пути: цветущие и плодородные края, пустыни, глухие и заброшенные места? Будете ли вы идти в одиночестве или с кем-нибудь? Запишите свои размышления по поводу вашей карты будущего».
Примечание:
В ходе обсуждения участники отметили, что их рисунок позволил «наглядно увидеть свое будущее». Их собственные цели и жизненные устремления перестали быть неопределенными и неизвестными. Данное упражнение позволило, по словам участников, принять собственные жизненные цели и взять на себя ответственность за их осуществление.
«Подведение итогов»
Все участники программы коррекционно-развивающего обучения остались довольны и ходом занятий и результатами совместной работы. Каждый член группы отметил, что ему удалось раскрыться в группе, несмотря на то, что они практически не были знакомы до этого. Все участники группы отметили, что стали иначе относиться к обучению. В процессе выполнения упражнений будущая профессиональная деятельность оказалась для них более привлекательной. По словам студентов, занятия давали возможность осваивать различные профессиональные действия в игровых ситуациях, что позволяло избавиться от страха сделать что-то не так, проявить большую активность и почувствовать уверенность в себе. Участники группы отмечали, что в результате занятий стали более осмысленно относиться к собственной жизни, четче осознавать собственные цели, стали более уверенно чувствовать себя и в общении с окружающими, и при осуществлении тех или иных поступков. Также участники группы говорили о том, что стали более объективно оценивать себя, видеть не только собственные недостатки, но и свои сильные стороны.
Заключение:
В результате анализа литературы, посвященной проблемам исследования мотивации профессиональной деятельности и экспериментального исследования динамики мотивации профессионального становления в процессе овладения учебной профессиональной деятельностью можно сказать следующее:
1. Цель и задачи, поставленные нами в работе, выполнены.
2. Гипотеза, выдвинутая нами в ходе исследования о том, что в течение обучения профессиональной деятельности у студентов возникает и развивается мотивация, обусловливающая профессиональное становление и развитие профессиональной составляющей образа-Я, подтвердилась и экспериментально доказана.
3. В теоретической главе исследования мы, в первую очередь, рассмотрели понятия «профессионализм», «мотивы профессиональной деятельности», «профессиональная направленность». Нами были выделены и освещены основные подходы к пониманию мотивов и мотивации деятельности. Достаточно подробно мы остановились на определении структуры учебной мотивации, ее основных характеристик и условий развития, рассмотрели понятие «личностного смысла» и мотивационный механизм смыслообразования, выделили этапы развития профессиональной позиции.
Кроме того, нами было рассмотрено понятие «профессиональная позиция», которую мы определили как субъектное осуществление профессиональной деятельности, и были выделены уровни этой субъектности:
-инструментальный уровень,
-моделирование себя как психолога,
-смысловой уровень.
4. В экспериментальной части нашего исследования мы выяснили следующее:
Мотивация профессионального становления основного числа студентов-психологов имеет достаточно высокий уровень и продолжает развиваться в течение всего обучения в ВУЗе; развитие мотивации профессионального становления движется от внешней, ситуативно обусловленной к внутренней, смысловой мотивации, обусловленной раскрытием личностного смысла профессиональной деятельности. Уровень мотивации профессионального становления проявляется в двух планах: внутреннем (показателем которого является изменение личностной направленности студентов, рост их самооценки, позитивные изменения в самоотношении и в отношении к окружающему миру), и внешнем (где оценки успеваемости выступают в качестве формального показателя успешности профессиональной деятельности). Особенно отчетливо изменение мотивации и профессиональной позиции студентов проявляется на пятом курсе, как заключительном этапе обучения в вузе.