Введение
Эффективное становление и развитие рыночных отношений в Рос¬сии во многом определяются формированием современных управлен¬ческих отношений, повышением координируемости экономики. Имен¬но менеджмент обеспечивает связанность, интеграцию экономических процессов в организации, на территории, в стране.
Менеджмент (от англ. management — управление, руководство, правление) означает управление в социально-экономических системах [5, с. 193].
Иногда при определении менеджмент сводят к управлению фирмой в условиях рыночной экономики. В западной литературе принято широкое толкование понятия менедж¬мента и по уровням управления, и по формам собственности, и по сферам деятельности: стратегический государственный менеджмент и фирменный; коммерческий и некоммерческий; производственный, фи¬нансовый и др.
Тем не менее, менеджмент — важнейшее понятие в рыночной эконо¬мике. Его изучают все: экономисты, предприниматели, финансисты, банкиры и все, кто имеет отношение к бизнесу.
В государственном производстве уровень управления, как правило, обусловливает перечень и содержание управленческих задач. В частных фирмах независимо от их размера и сферы деятельности руководители решают весь комплекс проблем от выбора выпускаемой продукции (услуг) и определения миссии (главной цели или того, для чего создана и функционирует фирма) до сбыта продукции и полной ответственно¬сти за успех или неуспех деятельности.
3. Развитие менеджмента как типа управления на современном этапе
3.1. Характерные черты современного менеджмента
Характерным для современного менеджмента является следующее.
1) Отказ от рационализма классических школ менеджмента. Стало очевидным, что успех любой компании определяется прежде всего отнюдь не рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации (иначе говоря – воздействием управления на внутренние факторы производства), а всемерным использованием гибкости и приспособления к постоянным изменениям внешней среды, которая представляет собой все те переменные, что находятся за пределами фирмы и не включены в сферу непосредственного воздействия со стороны менеджмента предприятия (это поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, торговые организации, общества потребителей, управленческие органы и др.). Кроме того, в рамках внешней среды – социальные факторы и условия, которые предопределяют многие стратегически важные решения, принимаемые фирмой. Ключевая роль здесь принадлежит экономическим, политическим, правовым, социально-культурным, экологическим, технологическим и прочим обстоятельствам. Внешние факторы во всевозрастающей степени диктуют стратегию и тактику организаций.
Список использованной литературы:
1. Забелин П.В., Нестеров П.В., Федцов В.Г. Предпринимательский менеджмент. – М.: Из-во Приор, 1999.
2. Камушкин Н.И. Основы менеджмента. – Минск, 2000.
3. Менеджмент. /Под ред. проф. М.М. Максимцова, проф. М.А. Комарова. – М.: Юнити, 2002.
4. Мескон М., Альберт М., Хендоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1994.
5. Популярная экономическая энциклопедия / под ред. А.Д. Некипелова - М.: Из-во Центр, 2001
6. Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г. Лапусты. - М.: Инфра-М, 2005
7. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. - М.:Инфра-М, 2005