Туризм занимает значительное место в международных отноше¬ниях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристи-ческих целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики.
В наши дни передвижение людей в туристских целях охватило все страны земного шара, и благодаря этому контакты между людьми из разных стран стали повседневной реальностью. В результате – туризм является сейчас одним из самых динамично развивающихся видов международного бизнеса. Поэтому интерес к нему предпринимателей очевиден и объясняется рядом факторов. Во-первых, для того, чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется слишком больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые фирмы. И при этом данный вид бизнеса позволяет быстро оборачивать капитал, а также (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций.
Экономическая эффективность функционирования туризма во многом определяется его видом, предполагающим соответствующий набор услуг, удовлетворяющих потребности туристов.
Выделяют два вида туризма: внутренний и международный.
Внутренний туризм – путешествия внутри своей страны лиц, постоянно проживающих в пределах границ своего государства, без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.
На долю внутреннего туризма в мире приходится 80-90% поездок. Расходы на него в 5-10 раз превышают расходы на международный туризм.
Международный туризм – это туризм в другую страну с туристскими целями без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.
В среднем около 65% всех международных туристских поездок приходится на Европу, около 20% - на Америку и около 15% - на остальные регионы.
Существуют факторы, которые определяют развитие туризма и формируют направленность туристских потоков. Благоприятные факторы приводят регион или страну к лидерству в мировом туризме, неблагоприятные - снижают туристский поток. Такие факторы нужно устанавливать как можно более полно для каждого конкретного сегмента рынка.
1. Александрова А.Ю. Международный туризм. М., 2001.
2. Биржанов М.Б. Введение в туризм. – СПб.: Герда, 1999.
3. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности.-М.,1996
4.Журнал «Туризм» № 01,02' 2002.
5. Карпова Г.А., Воронцова М.Г. Экономика современного туризма. -М.: «Герда»,1998.
6. Котляров Е.А. География отдыха и туризма. – М.: Мысль, 1978. - с 238.
7. Мальков Э. Д. Экономические аспекты международного туризма // Внешнеэкономический бюллетень № 7, 2001.
8. Немоляева М.Э., Хадорков Л.Ф. Международный туризм: вчера, сегодня, завтра. – М.: Международные отношения, 1985. – с 176.
9. Папирян Г.А. Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика», 1998.
10. Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес.-М.,1997
11. Российский туризм: не пора ли открыть себя миру ? // Вестник Рата.
Июнь 1997 г. ,№5. С. 10-11.
12. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг.-М.: «Ось-89»,1997.
13. Туризм в 2020 году.// Туризм: практика, проблемы, перспективы.-1998.-№1