Введение:
Актуальность темы. Туристская деятельность способствует формированию активной жизненной позиции людей. Туризм – исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха человека на природе. В туристских походах люди закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания и др. Особые условия туристской деятельности способствуют воспитанию нравственных качеств личности: взаимоподдержки, взаимовыручки, организованности и дисциплины, принци-пиальности, чуткости и внимания к товарищам, смелости, стойкости и мужества, чувства долга и ответственности, высоких организаторских качеств.
Туризм занимает значительное место в международных отноше¬ниях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристи-ческих целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики.
В наши дни передвижение людей в туристских целях охватило все страны земного шара, и благодаря этому контакты между людьми из разных стран стали повседневной реальностью. В результате – туризм является сейчас одним из самых динамично развивающихся видов международного бизнеса. Поэтому интерес к нему предпринимателей очевиден и объясняется рядом факторов. Во-первых, для того, чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется слишком больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые фирмы. И при этом данный вид бизнеса позволяет быстро оборачивать капитал, а также (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций.
Глава 2:
Туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступ-лений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов.
Человека, впервые приступившего к исследованию современных проблем туристского бизнеса, ожидает много неожиданных и удивительных открытий. Ведь большинство понимает туризм лишь как увлекательный вид отдыха, позволяющий сменить привычную обстановку и образ жизни, способствующий восстановлению трудоспособности, получению ярких, запоминающихся впечатлений, возможность узнать много нового о культуре, быте, традициях своего народа и народов других стран.
Но мало кто задумывался о том, что туризм обеспечивает занятость миллионов людей, что удельный вес доходов от туризма в общей сумме поступлений от экспорта весьма высок (в Испании – 60 %, в Австрии – 40 %) и составляет основу государственного бюджета ряда стран. По уровню доходов туризм уступает лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, а как источник поступлений валюты международный туризм занимает второе место в мире после товарного экспорта.
В развитых странах доля туризма в валовом национальном продукте составляет от 5 до 15 % (в некоторых странах достигает 50 %), а в России этот показатель составляет лишь… 0,01 % (!). Дефицит платежного баланса по статье «туризм» достиг в 1995 году уровня 5,5 млрд долл. США например, в первом полугодии 1995 г. российские туристы вывезли 2,5 млрд долл., а ввезено в страну было не более 800 млн долл.
Много проблем стоит перед российским туризмом: слаба правовая база, недостаточны инвестиции в туризм, не разработана государственная стратегия туристской индустрии, но основная проблема – человеческий фактор, от самых высоких ступеней государственной иерархической лестницы и до уровня обслуживания на местах.
Можно уверенно утверждать, что ни в одной из высокодоходных отраслей народного хозяйства роль межличностных отношений не является столь определяющей, как в туристском бизнесе. И с другой стороны столь же очевидно, что именно в сфере обслуживания еще с советских времен не удалось обеспечить оптимальное управление кадрами, организовать необходимый уровень сервиса, хоть отдаленно приближающийся к международным нормам.
Следствием низкого организационного и общественного статуса кадровых служб, отсутствия моральных и материальных стимулов в деятельности персонала является невысокий профессионализм и крайне низкая культура обслуживания. Работники всех иерархических уровней управления и направлений деятельности в туризме не всегда понимают важность основных задач межличностного общения. Социально-психологическая диагностика, методы регулирования групповых и личных отношений, преодоление конфликтных ситуаций и стрессов, информационное обеспечение системы управления персоналом и клиентами, оценка и маркетинг кадров, профессиональная и психологическая адаптация работников, профессионализм и взаимозаменяемость при обслуживании туристов – все эти вопросы стали первостепенными при работе предприятий в условиях рыночных отношений.
Заключение:
Таким образом, необходимо отметить, что по прогнозам специалистов и в наступающем третьем тысячелетии рост туризма будет необратим. И это вполне объяснимо, особенно учитывая тот факт, что на данном этапе своего развития человеческое общество трансформировалось из общества производи-тельности и благосостояния в «общество свободного времени», поэтому путешествия и туризм для огромного количества жителей нашей планеты стали категориями важными. На современном этапе потребность людей в культурной организации туризма осталась неизменной и более того возросли запросы отдыхающих. В то же время спрос на туристические услуги будет претерпевать некоторые изменения, что связано с появлением нового типа потребителя на рынке туризма. Турист будущего высоко информирован и образован, он очень требователен и привередлив, мобилен и индивидуален, он стремится жить полной жизнью и получить от этой жизни массу всевозможных впечатлений, он избалован изобилием предлагаемых ему товаров и услуг, он непостоянен и жаждет разнообразия, удовольствий и развлечений.
В целом же, по мнению специалистов, мировая индустрия туризма входит в период постоянно увеличивающегося объема путешествий, усиливающейся конкуренции среди регионов и стран пребывания. При этом Европа останется самым важным и популярным регионом, привлекающим туристов и путешественников.
Россия также займет свое место в индустрии международного туризма, а именно к 2020 году будет уступать по своей популярности у туристов и путешественников лишь Франции, Испании, Великобритании и Италии. Таким образом, туризм XXI века – это прежде всего туризм, ориентированный на клиента, как потребителя туристических товаров и услуг. Успешный и прибыльный туристический бизнес будущего – это бизнес, основанный на знании международных правовых норм и правил, туристического менеджмента и маркетинга, конъюктуры туристического рынка, на полном и всестороннем знании потребностей и запросов туриста.