История экономического развития и финансов показывает, что в периоды относительного благополучия и устойчивого развития государства для оживления деловой активности используют либе¬ральный подход, а в периоды кризисов и возрастания социальной напряженности усиливается роль государства, государственных фи¬нансов в социальных и экономических преобразованиях.
Возможны широкая и узкая трактовка предмета финансов, связанные с использованием положений теории систем, известных как процедуры агрегирования (объединения элементов в целое) и декомпозиции (расчленение целого на части) при исследованиях.
Финансовая система - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению. Состоит из финансовых институтов (организации, учреждения, осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность, министерство финансов, казначейство, центральный банк, налоговая инспекция, налоговая полиция, фондовые и валютные биржи, финансово-кредитные учреждения) и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процессов. Финансовая система оперирует разнообразными денежными средствами, включающими все виды денежных агрегатов, - наличные деньги (банковские, казначейские билеты), безналичные формы денег (деньги на счетах, денежные аккредитивы, денежные сертификаты), ценные бумаги в виде акций, облигаций, векселей, опционов, фьючерсов и др. Финансовая система страны образует многоуровневую, иерархическую структуру, характеризующуюся наличием ряда частей, разрезов, а также видов разных по назначению финансовых ресурсов и источников финансирования. Тема курсовой работы является весьма актуальной, поскольку в России существует множество проблем, связанных с функционированием финансовой системы, с разграничением полномочий в области финансов между Российской Федерацией и ее субъектами. Структура, функции, взаимосвязи звеньев, элементов финансовой системы России обладают определенным своеобразием.
В России оба направления бюджетного выравнивания сопряжены с огромными трудностями. Задача горизонтального выравнивания становится здесь сложна, как ни в одной другой стране мира, поскольку решение задачи обеспечения каждому гарантированных государством услуг связано с большими различиями в экономическом положении тех или иных регионов, с различным уровнем затрат и большой дифференциацией бюджетных возможностей региональных и местных органов власти.
Существенное воздействие на обеспечение каждому социальных стандартов, гарантированных государством, оказывают рыночные процессы и продолжающийся экономический кризис, заставляющий предприятия отказываться от социальных затрат и сокращать численность работников, которые обращаются за защитой к государству. Эти факторы породили ряд факторов, которые наряду с естественными географическими должны непременно учитываться при организации горизонтального выравнивания бюджетной обеспеченности. Это и дифференциация населения по уровню денежных доходов, и существенные региональные различия в прожиточном минимуме, и разный уровень цен. Все это значительно усложняет и без того непростую задачу бюджетного выравнивания.
Организация вертикального бюджетного регулирования также сопряжена со значительными трудностями. На сегодняшний день в ее основу положены такие принципы, которые в определенной мере стимулируют субъекты Федерации к повышению дефицита своего бюджета. Яркий тому пример – существующая методика распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки регионов (трансфертов). Первая его часть направляется в адрес так называемых “нуждающихся” регионов, вторая - в адрес “особо нуждающихся”. “Нуждающимся” считается регион, среднедушевые доходы которого ниже, чем в среднем по России, “особо нуждающимся” - регион, бюджетные расходы которого выше его доходов, то есть бюджет с дефицитом. Таким образом,
1. Ф.Котлер. Основы маркетинга. С-Петербург, АО “КОРУНА”, АОЗТ “ЛИТЕРАТУРА ПЛЮС”, 2003. - 698с.
2. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. -М.: Финансы и статистика, 1999. - 192с.
3. Колб Р.У. Финансовые деривативы. -М.: “Филинъ”, 1997.- 360с.
4. Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. -М. Страховой полис, ЮНИТИ, 1997,- 311с.
5. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Факторы развития современных финансов. М.: Рук. деп. в ВИНИТИ № 3067-В97 от 15.10. 2004г.
6. Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления // Финансы, 2003. - № 11. – С. 32-38.
7. Гринкевич Л.С. Основы финансов предприятий (учебное пособие), Томск 2000. - 183с.
8. Ковалева А.М. Лапуста М.Г. Скамай Л.Г. Финансы фирмы. Учебник.- М.: 2000.- 414с.
9. Финансовый менеджмент /Под ред. Стоянова Е.С.-М.: 1996.-405с.
10.Ковалев В.В. Финансовы