Таможенные режимы, являясь важнейшим институтом таможенно-го права, согласно ст. 22 ТК РФ, определяют порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России.
Центральное место института таможенного режима в механизме таможенно-правового регулирования ВЭД обусловлено тем, что все товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с заявленными тамо-женными режимами (ст. 22 ТК РФ).
Согласно ст.11 ТК РФ под таможенным режимом понима¬ется сово-купность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Феде-рации, для таможенных целей.
Избранный таможенный режим влияет на возможность перемеще-ния отдельных категорий товаров, на порядок таможенного оформле-ния и таможенного контроля, на размер таможенных платежей, подле-жащих уплате в отношении перемещаемых товаров и транспортных средств, а также определяет круг действий, которые могут быть осу-ществлены в отношении последних.
Таможенные режимы являются серьезным инструментом в руках государства, позволяющим ему выстраивать внешнеэкономические и политические отношения с окружающим миром, во многом опреде-лять направление развития внешней торговли и ее качественное со-держание.
В этой связи законодательные усилия государства, направленные на углубление регламентации порядка перемещения товаров и транс-портных средств через таможенную границу, позволяют создать более понятную и эффективную систему таможенного оформления, упоря-дочивают и стимулируют внешнеэкономическую деятельность, сни-жают количество правонарушений, связанных с уплатой таможенных платежей, обеспечивают достойное представление страны в современ-ном мире.
2.1. ЛЬГОТЫ ПО ТАМОЖЕННЫМ ПЛАТЕЖАМ. ВИДЫ ЛЬГОТ
Таможенный режим имеет сложную правовую природу и сочетает в себе элементы административно-правового и финансово-правового регулирования.
Экономические таможенные режимы предоставляют их бенефи-циарам заранее определенные экономические выгоды и преимущества в форме полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов, неприменения мер экономической политики, средств нетарифного регулирования (Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина. – М.: Спар-так. – С. 43).
Непосредственно с процедурой помещения товаров под таможен-ный режим связана уплата четырех видов таможенных платежей: та-моженной пошлины, налога на добавленную стоимость, акциза и та-моженных сборов за таможенное оформление (Соболевская С.Ю., Со-болевский Е.Н. Схемы налогообложения в рамках таможенных режи-мов. – М.: Бератор-Пресс, 2002. –192 с.).
Отказ от государственной монополии на внешнюю торговлю и ли-берализация внешнеэкономических связей обусловили активизацию таможенно-тарифных (экономических) методов. На законодательном уровне закреплен принцип приоритета экономических мер государст-венного регулирования внешнеторговой деятельности (ст. 4 Федераль-ного закона «О государственном регулировании внешнеторговой дея-тельности»).
Действительно, было бы нелогичным со стороны законодателя ус-танавливать одинаковый размер таможенных платежей применительно к таможенному режиму выпуска для свободного обращения, допус-кающему полную свободу владения, пользования и распоряжения вве-зенными товарами, и к остальным таможенным режимам, помещение товаров под которые предполагает соблюдение установленных усло-вий, ограничений и требований. Различный объем свободы при ис-пользовании таможенных режимов обусловливает применение раз-личного режима обложения таможенными пошлинами и иными нало-гами: если условием таможенного режима выпуска для свободного обращения является уплата всех таможенных платежей, то остальные таможенные режимы сопряжены с предоставлением в отношении вво-зимых (вывозимых) товаров определенных льгот.
Необходимо обозначить, в отношении каких из таможенных пла-тежей предоставляются льготы в рамках таможенных режимов. Все таможенные платежи можно разделить на две группы: взимаемые при перемещении через таможенную границу Российской Федерации и взимаемые в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами по таможенному делу.
Таможенные сборы за таможенное оформление товаров взимаются в соответствии с установленным порядком.
При отсутствии достоверных и подтвержденных соответствующи-ми документами сведений о том, что российские товары, указанные в первом абзаце настоящего пункта, не были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с таможенным ре-жимом магазина беспошлинной торговли, ввозные таможенные по-шлины и налоги подлежат уплате в порядке, установленном законода-тельством Российской Федерации. (п. 14.10 введен Приказом ГТК РФ от 22.07.2002 N 771)