спело гимн искусство древности. Человека неудовлетворенного, жаждущего недосягаемой справедливости, раскрыло средневековое искусство. Но образ волевого, интеллектуального человека – творца своей судьбы, творца самого себя – создало только Возрождение.
Эпоха Возрождения (XIV – XVI вв.) с ее глубоким интересом к культур-ному наследию античности явилась, по выражению швейцарского историка Я. Буркхардта, «открытием человека». Формирование нового мироощущения, нового мировоззрения приводит к возникновению идеологии гуманизма. Суть гуманизма как социокультурного феномена в том, что в противоположность господствовавшим во времена средневековья воззрениям на ничтожность че-ловека личность провозглашается высшей ценностью. Человек свободен, об-ладает достоинством, способностью к творческому развитию, его знания – со-циальная сила, могущество и торжество разума – таковы принципы нового ви-дения человека. Рождается новое мировоззрение, основными чертами которого являются натурализм, индивидуализм и рационализм.
Известно несколько ступеней Возрождения (Ренессанса): проторенес-санс, который в Италии длился примерно полтора столетия; Ранний Ренессанс – длился около столетия и Высокий Ренессанс – всего лет тридцать. Высокое Возрождение называют «золотым веком» итальянского искусства, а Италию – классическим очагом ренессансной культуры.
Нет нужды идеализировать эту эпоху, представлять ее лучше, чем она была на самом деле. То была эпоха не для слабых душ, наполненная напря-женными классовыми битвами и кровавыми междуусобицами: ее деятели стремились к власти, не останавливаясь перед средствами; ростовщики делали Среди всех искусств да, пожалуй, среди всех дел челове¬ческих Леонардо ставит на первое место живопись. Ибо, гор¬до указывает он, живописец являет-ся «властелином всякого рода людей и всех вещей». Это – неотразимое свидетельство глубокой убежденности одного из величайших живописцев, когда-либо живших на свете, в величии и всепокоряющей мощи своего ис-кусства.
Мир познается через чувства, а глаз – повелитель чувств. «Глаз, – пишет он, – есть окно человеческого тела, через которое человек глядит на свой путь и наслаждается красотой мира. Благодаря ему душа радуется в своей челове-ческой тем¬нице, без него эта человеческая темница – пытка».
С каким волнением, с каким восторгом славит он это спа¬сительное «ок-но», это солнце, освещающее человеческую жизнь. «Разве ты не видишь, что глаз воспринимает красоту всего мира?.. Он есть глава астрономии, он создает космографию, он руководит всеми человеческими искусствами и направля¬ет их. Он увлекает человека в различные страны света. Он царит над математи-кой и дает материал для самых до¬стоверных наук. Он измерил высоту и вели-чину звезд. Он открыл стихии мира и их распределение... Он породил архи¬тектуру и перспективу, он же создал божественную живопись... Какие хвалы могли бы выразить твое великолепие!? Какие народы, какие языки могли бы достойно описать твои достижения!». И наконец: «Кто не предпочел бы скорее потерять слух и осязание, чем зрение? Ведь потерявший зрение подобен тому, кто из¬гнан из мира, ибо он больше не видит ни его, ни какой-либо из вещей, и такая жизнь – сестра смерти».
Как относился Леонардо к поэзии? Между живописцем и поэтом, по мнению Леонардо, такая же разница, как между телами, разделенными на час-ти, и телами цельными, ибо поэт показывает тебе тело часть за частью в раз-личное время, а живописец – целиком в одно время.
1. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. От древнейших времен по XVI век. – М.: Искусство, 1987. – 319 с.
2. Лазарев В. «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи // Искусство: Учеб.пособие-хрестоматия / Авт.-сост. Т.Я. Вазинская. – Мн.: «Лима-риус», 1997. – С. 197-200.
3. Любимов Л. Искусство Западной Европы: Сред. века. Возрождение в Италии. – М.: Просвещение, 1982. – 320 с.
4. Уоллэйс Р. Мир Леонардо. 1452-1519 / Пер. с англ. М. Карасевой. – М.: ТЕРРА, 1997. – 192 с.