Курсовая теория по теме: Феномен переноса в психоанализе

Название работы: Феномен переноса в психоанализе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Психология

Страниц:

38 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение. 2

Глава 1. Эволюция представлений о феномене переноса. 5

1.1. Становление понятия переноса. 5

1.2. Перенос и другие феномены психоаналитического процесса. 7

Глава 2. Феномен контрпереноса 14

2.1. Перенос и контрперенос в психоаналитическом методе. 14

2.2. Контрперенос и его изучение. 18

Заключение. 35

Список литературы. 37

Выдержка:

Хотя психоанализ в огромной степени умножил наше знание о человеке, он не увеличил наше знание о том, как человеку надлежит жить и что ему надлежит делать. Его основной функцией была функция «разоблачения», доказательства, что ценностные суждения и этические нормы являются рационализированными выражениями иррациональных -- и часто бессознательных -- желаний и страхов, и поэтому они не могут претендовать на объективную правильность. Хотя это разоблачение само по себе было чрезвычайно важным, оно становилось все более бесплодным, поскольку не вышло за пределы простой критики. Психоанализ, пытаясь утвердить психологию как естественную науку, совершил ошибку, отделив ее от проблем философии и этики. Он игнорировал тот факт, что человеческую личность нельзя понять, если мы не рассматриваем человека во всей целостности, включая потребность найти ответ на вопрос о смысле его существования и отыскать нормы, в согласии с которыми ему надлежит жить. Фрейдовский «homo psychologicus» -- это такая же нереалистическая конструкция, какой был «homo economicus» классической экономики. Невозможно понять человека в его эмоциональных и ментальных нарушениях без понимания природы ценностных и моральных конфликтов.

Противоречие исследования: перенос, или трансфер - применяемый в психоанализе термин, означающий перенос на психотерапевта эмоционального отношения клиента к значимым для него людям - отцу, матери и пр. Различаются трансфер позитивный - перенос чувств любви, восхищения, уважения, доверия, привязанности и пр.; трансфер негативный - перенос чувств страха, ненависти, отвращения, вражды, злобы. Эти чувства спонтанно возникают у клиента в сеансе психоаналитическом при отсутствии в поведении психотерапевта объективных причин для этого. Фрейд рассматривал трансфер как феномен переноса, присущий любым человеческим отношениям и проявляемый не только в сеансе терапевтическом, но и в обыденной жизни.

Под влиянием идей Кляйн (1921-1945) и теоретиков школы объектных отношений, которые делали серьезный акцент на субъективности аналитика как средстве доступа к бессознательному пациента, коллеги в других странах, например, в Англии, терпимее относились к контрпереносу. Использование контрпереноса как рабочего инструмента стало характерной чертой психоаналитического подхода.

Передовым регионом в этом отношении была Латинская Америка. Аргентинский аналитик Хайнрих Ракер (1958, 1968) своими исследованиями пролил свет на многие стороны проблемы контрпереноса. Некоторые из контрпереносных реакций возникают в результате идентификации аналитика с внутренними объектами пациента (согласующаяся (concordant) идентификация), тогда как другие развиваются вследствие идентификации аналитика с влечениями и эго-состояниями пациента (дополнительная (complementary)). Различаются прямые и непрямые контрпереносные реакции. Прямыми называются реакции, которые стимулируются пациентом. Непрямые контрпереносные реакции возникают как сложный феномен. Они представляют собой эмоциональную реакцию на супервизоров, учителей, коллег и других значимых лиц, оказывающих влияние на аналитика и стиль его работы с пациентом. На аналитика могут влиять его собственные эмоциональные реакции на персонажей из мира пациента, рождающих в нем определенные фантазии и воспоминания. Такой позиции сегодня придерживаются многие американские аналитики, среди которых следу1. Гилл М. Анализ переноса. М., Мир, 1977.

2. Джекобс Дж. Теодор. Прошлое и будущее контрпереноса: обзор концепций. М.: 2004.

3. Канн М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. СПб., 1997.

4. Кохут Х. Восстановление самости. М., 2002.

5. Куттер П. Фундаментальная установка, профессиональные установки и психоаналитический метод Б. С. К .,1988.

6. Лакан Ж. Семинары. Кн.1. Работы Фрейда по технике психоанализа (1953–1954): Пер. с фр./Лакан Ж.-М.: Логос, 1998.

7. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999.

8. Рикёр П. Конфликт интерпретаций - очерки о герменевтике. М., 1995.

9. Руткевич А.М. Психоанализ - истоки и первые этапы развития. М., 1997.

10. Столороу Р., Брандшафт Б., Атвуд Д. Клинический психоанализ. Интерсубъективный подход. М., 1999.

11. Техника и практика психоанализа. Гринсон Р.Р.-Воронеж: Модэк, 2003. Т. 1.

12. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ, т.1, М., 1996.

13. Фрейд.З. Будущее одной иллюзии// Сумерки богов/ Фрейд.З.- М.,1990.

14. Фрейд.З. О динамике переноса. М.: Изд-во политической литературы, 1992.

Похожие работы на данную тему