В условиях рыночных методов хозяй¬ствования перед экономистами возникает ряд новых проблем, и одна из актуальнейших — появление класса предприятий, попавших по тем или иным причинам в разряд несостоятельных. Зарубежные исследователи счи¬тают, что 1/3 причин несостоятельности — это внешние для организации причины, а 2/3 — внутренние, обуслов¬ленные плохим менеджментом фирмы. Однако в россий¬ской действительности эта пропорция будет обратной: 2/3 — это внешние причины, а 1/3 — внутренние при¬чины, связанные с производственно-хозяйственной дея¬тельностью предприятия. Такая ситуация объясняется прежде всего методами перехода к рыночным условиям хозяйствования.
Но безотносительно причин наступления кризисного состояния экономическая оценка предприятия должна выявить реальную ситуацию, т.е. объективное положение, на основе которого необходимо принимать управленче¬ские решения о его дальнейшей судьбе — банкротстве и удовлетворении требований кредиторов или принятии мер по выходу из кризисного состояния и возвращении в экономический оборот.
Ситуация несостоятельности связана с реальной про¬изводственно-хозяйственной деятельностью и является следствием производственных, технологических, марке¬тинговых, финансово-экономических и юридических упущений в работе предприятия. Однако процедура воз¬буждения дела о банкротстве — это сугубо юридический акт, который основывается на трех законах о несостоя¬тельности (банкротстве), принятых за последние десять лет —что само по себе свидетельствует о серьезности проблемы банкротст¬ва предприятий для экономики страны. [6, с.3]
Характеристика 31 ранга: ОАО «Авиакомпания «Омскавиа» в 2005 году находится в зоне риска, в которой оно находилось и в 2002 году, но к концу 2005 года степень риска ослабла, на что указывает положительная динамика приростного индикатора Ифу (?Ифу=31880 тыс. руб.).
Оценка финансово-экономического положения предприятия в целом, с учетом статики и динамики, является очень низкой: 31 по шкале ФЭУ из 33 рангов, расположенных по нисходящей, несмотря на смягчение остроты риска. Поскольку в зоне риска нет положительных значений ни одного из трех статистических индикаторов, то в случае ослабления риска можно говорить лишь о снижении отрицательных величин.
Характеристика 33 ранга: ОАО «Авиакомпания «Омскавиа» в 2004 году находится в зоне риска, в которой оно находилось и в 2002 году, но к концу 2004 года степень риска усилилась, т.е. положение ухудшилось. На отрицательную динамику указывает отрицательная величина приростного индикатора финансово-экономической устойчивости (?Ифу= -22075 тыс. руб.).
Общая оценка статики и динамики является максимально низкой: 33-е место по шкале из 33 рангов, расположенных по нисходящей.
Ухудшение в данном случае выражается не в каких-либо конкретных потерях, - поскольку все потери произошли раньше наступления отчетного периода, а в нагнетании отрицательных характеристик.
Нахождение в зоне риска – это негативная ситуация, но еще не кризис, поскольку имущественное состояние предприятия сбалансировано. Попав в зону риска, предприятие должно принимать меры по выходу из этой зоны, прежде всего, перемещение в зону относительной безопасности.
При ослаблении финансового контроля возникают перебои с поступлениями финансовых средств и, как следствие, с погашением долгов предприятия. В этой ситуации возникает угроза банкротства и признания предприятия несостоятельным, что, в свою очередь, грозит осложнением социально-политической ситуации в стране.
В этой связи, одним из главных условий успешного функционирования предприятия является четкий контроль за обязательствами и своевременное предупреждение признаков несостоятельности, а также умение минимизировать последствия недобросовестной конкуренции и потрясений на финансовых рынках. Таким образом, решение этой задачи по управлению несостоятельными предприятиями на сегодняшний день очень актуальна.
В результате в работе проведена:
1. оценка наличия кризисных тенденций на ОАО «Авиакомпания «Омскавиа». Для этого была проведена диагностика кризисного состояния предприятия при помощи индикаторов финансовой устойчивости, абсолютной платежеспособности и безопасности, а также при помощи коэффициентов экспресс-анализа (коэффициентов ликвидности, показателей платежеспособности, показателей рентабельности, показателей оборачиваемости).
2. оценка глубины тенденций ОАО «Авиккомпания «Омскавиа». Для этого была проведена валовая оценка состояния предприятия и диагностика кризисного состояния предприятия при помощи факторной модели Альтмана.
3. предложены рекомендации по выходу предприятия из кризиса. Первый путь финансового оздоровления ОАО «Авиакомпания «Омскавиа» – реализация части имущества. ОАО «Авиакомпания «Омскавиа» реализует имущество по результатам оценки независимых оценщиков. Дебиторскую задолженность ОАО «Авиакомпания «Омскавиа» можно реализовать.