Введение
Эффективность государства во многом определяется тем, как оно распоряжается своими финансовыми ресурсами, которые общество доверило ему в управление. Финансовые ресурсы страны формируются при распределении и перераспределении национального дохода и национального богатства на общегосударственном уровне и используются для образования бюджета и внебюджетных общественных фондов.
Финансовые ресурсы, их рациональное использование в воспроизводственной деятельности государства определяют материальную основу практического реформирования экономики, успешного преодоления кризисных неудач, повышение уровня социальной защиты населения, в особенности его малообеспеченных слоев. В настоящее время необходимо в полной мере активизировать потенциал государственного финансового контроля за эффективностью использования централизованных финансовых ресурсов, что соответствует стратегической задаче повышения эффективности российской государственности.
Ускорению темпов формирования финансовых ресурсов и улучшению их структуры в направлении увеличения удельного веса тех источников, рост которых обусловлен интенсивными факторами, способствует повышение эффективности общественного производства в результате осуществления программы перехода к рыночным отношениям.
Обобщая вышесказанное, среди самых важных факторов экономического возрастания, целенаправленного и последовательного реформирования народного хозяйства России на здоровых рыночных основах роль финансовых ресурсов государства тяжело преувеличить, переоценить. Таким образом, всяческого внимания и серьезной поддержки заслуживает исследование научных основ достижения эффективного механизма функционирования финансовых ресурсов государства.
2. Характеристика финансовых ресурсов России
2.1. Денежные ресурсы Министерства финансов и других органов государственной власти
Денежные ресурсы Министерства финансов формируются в первую очередь за счет налогов, которые являются одним из основных источников пополнения государственных средств (таблица 2.1).
Таблица 2.1
Поступление в бюджет налогов и сборов в 2003-2004 г.г.
Млрд.руб.
Налоги и сборы 2003 год 2004 год Темп роста, %
Сумма. Млрд. руб. Струк-тура, % Сумма. Млрд. руб. Струк-тура, %
Налоги и сборы - всего 2 671,91 100 3331,92 100 124,7
в федеральный бюджет 1 312,01 49.1 1531,73 46.0 116,7
в территориальные бюджеты 1 359,91 50.9 1800,19 54.0 132,4
в том числе:
Налог на прибыль организаций 527,32 19.7 867,56 26.0 164,5
в федеральный бюджет 170,94 6.4 205,71 6.2 120,3
в территориальные бюджеты 356,38 13.3 661,85 19.8 185,7
Налог на доходы физических лиц 455,34 17.0 574,05 17.2 126,1
в территориальные бюджеты 455,34 17.0 574,05 17.2 126,1
НДС 619,09 23.2 748,95 22.5 121,0
в федеральный бюджет 619,09 23.2 748,95 22.5 121,0
Акцизы 346,71 13.0 240,50 7.2 69,4
в федеральный бюджет 248,11 9.3 109,74 3.3 44,2
в территориальные бюджеты 98,60 3.7 130,76 3.9 132,6
Платежи за пользование природ-ными ресурсами 398,35 14.9 582,16 17.5 146,1
в федеральный бюджет 249,25 9.3 434,23 13.0 174,2
в территориальные бюджеты 149,10 5.6 147,93 4.5 99,2
в том числе:
налог на добычу полезных ископаемых 331,55 12.2 511,13 15.3 154,2
в федеральный бюджет 246,94 9.1 424,97 12.8 172,1
в территориальные бюджеты 84,62 3.1 86,16 2.5 101,8
По данным Министерства РФ по налогам и сборам, в 2004 году обеспечено поступление налогов и сборов во все уровни бюджетов, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов, 3331.92 млрд. рублей. Из них обеспечено:
- в федеральный бюджет - 1531,73 млрд. рублей (46 % поступлений);
- в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 1800.19 млрд. рублей (54 % поступлений).
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (с изменениями от 31 декабря 2002 г., 10 ноября 2003 г., 28 июля, 28 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.)
2. Агапцов С. Защита от социальных рисков // Финансовый контроль № 7, 2005. – с. 12-16.
3. Антипов В.И. Многоотраслевая модель воспроизводства ВВП России в системе национальных счетов. М.: Новый Век, 2002.
4. Баткибеков С., Золотарева А. и др. Анализ бюджетной задолженности в Российской Федерации. Способы погашения и методы профилактики ее возникновения. - М: Институт экономики переходного периода, 2003.
5. Берлин С.И. Теория финансов. Учебное пособие. М.: Приор, 1999, 256стр.
6. Бурцев В.В. Совершенствование нормативной базы государственного финансового контроля в Российской Федерации // Законодательство и экономика № 2, 2004. с. 18-22.
7. Жаворонков С. - Неэффективность управления государственной собст венностью (на примере крупных предприятий) // Вопросы экономики № 9, 2004
8. Зырянова Т.В., Даниленко Н.И., Даниленко Д.Н. Федеральное казначейство в системе органов государственного финансового контроля РФ // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях № 10, 2005. с. 16-22.
9. Иванова М.С. Правовое регулирование исполнения бюджета в зарубежных странах // Законодательство и экономика № 1, 2005. с. 23-26.
10. Константинов Ю.А. Денежно-кредитные и финансовые системы стран СНГ на пути к интеграции // Банковское дело № 6, 2005. с. 17-23.
11. Конюхова Т.В. Правовое регулирование инвестиций пенсионных фондов // Законодательство и экономика № 12, 2004. с. 32-34.
12. Климов С.М., Ходачек А.М.. Маценович И.Л. Государственное регулирование экономики в регионе. М.: ЮНИТИ, 2005.
13. Лузан С. - Регулирование и управление предприятиями с государственным участием: международный опыт // Вопросы экономики № 9, 2004
14. Морозова Т.Г. Государственное регулирование экономики. М.:- ЮНИТИ, 2002.
15. Нечай А.А. Публичные фонды как категория современного финансового права // Журнал российского права № 11, 2004. с. 16-23.
16. Патрушев В.И., Иванов В.Н. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. М.: - Экономика, 2001.
17. Петров А.Н. Государственное регулирование экономики. Часть 2. Учебное пособие. М.: - Знание, 2000.
18. Райзберг Б. Курс управления экономикой: Учебник для ВУЗов. СПб: Питер, 2002. - 528 с.
19. Рябухин С.Н. Аудит эффективности использования государственных ресурсов - современная форма финансового контроля // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации № 11, 2004.
20. Саакян Т.В. Полномочия Федерального казначейства в бюджетном процессе // Советник бухгалтера социальной сферы № 2, 2005. с. 16-19.
21. Столяров И.И. Государственное регулирование рыночной экономики. Учебное пособие. М.: - Дело, 2001.
22. Тренев Н.Н. Управление финансами. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 1999, 448 стр.
23. Рой О. Система государственного и муниципального управления. СПб: Питер, 2003. - 304 с.
24. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для ВУЗов/ под ред. Дробозиной Л.А. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000, 527 стр.
25. Финансы. Учебное пособие / под ред. Ковалевой A.M. М.: Финансы и статистика, 1999, 360 стр.
26. Финансы. Учебник / под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В., Сабанти Б.М. М.: Перспектива, Юрайт, 2000, 520 стр.
27. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для ВУЗов / под ред. Сенгалова В.К. и др. М.: Финансы, Проспект, 1999.
28. Фоминых А. Сопоставление эффективности государственного и негосударственного секторов: статистический подход // Вопросы экономики № 9, 2004
29. Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики. - Экономистъ, 2005.
30. www.cbr.ru – официальный сайт ЦБ РФ
31. www.nalog.ru - официальный сайт министерства по налогам и сборам РФ.
32. www.minfin.ru - официальный сайт министерства финансов РФ.