Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатели занятости населения и безработицы являются одними из ключевых показателей макроэкономики, которые служат для оценки эффективности и выявления основных тенденций функционирования и развития рыночных отношений в контексте общего состояния экономики страны. Сложность и неоднозначность ситуации с безработицей в России и повлияли на выбор мной данной темы для курсовой работы.
Выбор данной темы в качестве исследования можно обосновать её актуальностью, а именно на Земле проживает более чем 6,5 млрд. человек. Доля России – 2,6 % . Как правило, прирост населения ниже в странах с высоким удельным весом городского населения. По этому показателю Россия находится в числе индустриально развитых государств (74 %). Низкий демографический прирост чаще всего компенсируется качеством рабочей силы: профессиональным мастерством, высоким образовательным уровнем. Плохо, если сокращение численности населения вызвано социально-политическими или экологическими потрясениями. Свидетельством болезни общества становится заметное снижение коэффициента рождаемости и падения средней продолжительности жизни. Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономика создает дополнительные рабочие места, чтобы обеспечить материально население. Не малый урон безработица наносит жизненным интересам людей, не давая себя показать в том роде деятельности, в котором он преуспел. Но безработица является основным показателем состояния экономики.
Проблема состоит в том, что осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
квалифицированных работников с простаивающих предприятий, бесперспективных производств. Вместе с распадом наукоемких отраслей промышленности растет депрофессионализация высококлассных специалистов. Они вынуждены перебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия в ущерб своей квалификации и социально - профессиональному статусу. Что же надо делать, чтобы привести в движение эту топчущуюся на месте, неурегулированную, а потому шаткую, грозящую повернуть вспять систему отношений труда и капитала?
Суть новой социально - трудовой политики можно свести к следующему: окончательный переход от полной занятости, заждавшейся на низкоэффективном труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе, предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономически обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно важной является социальная либерализация наемного труда, прежде всего через радикальную реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиями рыночной экономики. Надо коренным образом изменить «дух законов» о труде, бес всяких оговорок признать рабочую силу товаром, собственником которого является свободный от внеэкономического принуждения и административного диктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет права на приоритет на рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности, образования, квалификации, опыта.
Для обеспечения свободы труда необходимо окончательно избавиться от рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спецучета кадров, административных ограничений приема и произвольных увольнений наемных работников). Ввести в действие регуляторы свободного рынка труда. Среди них принципиально важны справедливая оплата, надежная охрана и достойные условия труда, механизмы социального страхования экономических рисков потери трудоспособности, независимые институты непредвзятого урегулирования трудовых конфликтов. Причем необходимо выделить особенности наемного труда в аграрном секторе, малом предпринимательстве.
Давно пора заменить архаичные и неэффективные формы законодательного регулирование труда, например, единый для всех размер минимальной заработной платы и ее индексации, которые из инструментов социальной защиты на практике, в ситуации бюджетного дефицита, превращаются в государственные нормы фиксированного порога бедности трудящихся. Взамен следует установить минимум оплаты за единицу отработанного времени (час) и заложить в основу тарифных систем.
Предстоит признать приоритет социального партнерства по закону над государственным управлением трудом в его бюрократическом исполнении. Поэтому необходимо ограничить роль государства в обеспечении занятости, перехода к рыночной экономике. //Вопросы экономики. № 5 - 2005
2. Антосенков Е.Г. От обслуживания безработицы – к активной государственной политике занятости. // ЭКО. 2004. № 2.
3. Балацкий Е. Россия: проблема безработицы в переходный период. // Проблемы теории и практики управления, № 1 -2003.
4. Батяева Т., М. Гарсия-Исер, А.Касаткина, Н. Кутепова Безработица среди специалистов - российский феномен. // Человек и труд, № 11 – 2003.
5. Бестужев-Лада И.В. Безработица? Не может быть! М.: Знание, 2002.
6. Бородянский Э., Кузьмин В. Реальный путь противодействия безработице. // Человек и труд. 2005. № 9.
7. Бузгалин А.В. Переходная экономика М.: Таурус, 2004.
8. Волынский Г. К вопросу о безработице в переходный период. // Российский экономический журнал, № 4 – 2004.
9. Видяпин В.И. Общая экономическая теория. Москва, 2005 г.
10. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М.:2005.
11. Дикаpева А.А., М.И. Мирская Социология труда. M.: Высшая школа, 2004.
12. Ельцова Л. Шанс найти работу: Прогноз рынка труда // Экономика и жизнь. – 1999. - № 6. – С. 2.
13. Жуков В.И. Россия: состояние, перспективы, противоречия развития. М., 2005.
14. Заславский И. О пользе рынка труда. // Вопросы экономики. № 9 – 2004.
15. Карташева А., Е. Кубишин Ситуация на рынке труда: направления развития. // Экономист №12 -2002.
16. Кашепов А. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России. // Вопросы экономики. 2005. № 5.
17. Колосов В. Правовое регулирование занятости. // Советские профсоюзы №2 – 2002.
18. Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб. Пособие. – Москва: «Финансы и статистика», 2006 – 368 с.: ил.
19. Котляр С. Методология оценки безработицы. // Человек и труд, № 8 – 2005.