Процесс самостоятельного выхода производителей экспортной продукции и услуг на внешний рынок стимулировал не только раз¬витие новых форм ВЭД — прямых производственных связей с за¬рубежными партнерами и кооперации на межфирменной основе, совместного предпринимательства и т.д., но и появление новых ор¬ганизационно-хозяйственных структур. Непосредственные кон¬такты с внешним рынком выявили также необходимость иных под¬ходов и методов работы: повышенного внимания к маркетингу и рекламе при разработке экспортной стратегии, знания и исполне¬ния правил и процедур выхода на внешний рынок и внешнеторго¬вых операций, а также инвестиционно-хозяйственной деятельнос¬ти и механизма государственного регулирования у себя в стране и за рубежом.
Вместе с тем потребовалось изучение-мировой практики и пра¬вил работы на внешних товарных и денежных рынках, где в послед¬ние годы сложились определенные принципы и условия, обеспечи¬вающие стабильность внешнеторговых операций. Прежде всего — системы защитных мер от коммерческих, валютно-кредитных рис¬ков и рисков неплатежа, а также форм стимулирования экспорте¬ров и информационного обеспечения ВЭД.
Группа импортеров включает:
• государственные организации федерального уровня (напри¬мер, ВО МТ РФ), обеспечивающие по решению правительст¬ва закупки критического импорта (медицинских препаратов и оборудования, отдельных видов пищевого сырья, продуктов питания, зерна и т.д.) за счет государственных валютных средств и кредитов;
• региональные органы самоуправления, имеющие возмож¬ность за счет местных валютных фондов обеспечивать им¬портные закупки потребительских товаров с целью пополне¬ния внутреннего рынка И развития социальной сферы регио¬на; .
• коммерческие структуры в числе нескольких сотен крупных торгово-посреднических фирм и, торговых домов, занимаю¬щихся исключительно импортными закупками и вытесняю¬щих полугосударственный дотационный импорт. Они обеспе¬чивают в настоящее время до 70% импорта товаров народного потребления, производя закупки за свой счет непосредствен-' но у экспортеров, чаще — через закупочные конторы импорт¬ных фирм за рубежом, а затем продают эти товары на внутрен¬нем рынке оптовым и розничным торговцам. Примером может служить известная фирма «Союзконтракт», крупней¬ший поставщик импортных продуктов питания на россий¬ский рынок;
• различные хозяйственные организации, расположенные в ре¬гионах приграничной и прибрежной торговли, которые способствуют увеличению импортных поставок: товаров массово¬го спроса за счет валютной выручки в результате экспортных операций с использованием возможностей местных ресурсов. Специализированные посредники в сфере. ВЭД часто выступают как комиссионеры, оформляя свои отношения с зарубежными партнерами, а также производителями экспортной продукции или заказчиками импортных товаров договорами комиссии или пору¬чений.
При заключении договора-комиссии с внешнеторговым по¬средником (комиссионером) предприятие (комитент) поручает со¬вершить экспортно-импортные операции за вознаграждение и за счет комитента, но от имени контрагента. По договору-поручению посредник заключает внешнеторговый контракт от имени довери¬теля (экспортера или импортера).
В качестве внешнеторговых посредников на российском рынке работают 175 отраслевых ВЭО и внешнеэкономических организа¬ций МТ РФ, а также акционерные общества и ассоциации внешне¬торгового профиля. Посреднические функции в области таможен¬ной 'Практики выполняют таможенные брокеры и специалисты по таможенному оформлению грузов, объединившиеся в ассоциацию российских таможенных брокеров. Таможенные брокеры, имею¬щие статус декларанта, при таможенном оформлении товаров и то¬варосопроводительных документов действуют от собственного имени и могут осуществлять таможенные платежи в иностранной валюте.
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения:Учебник. М., Юристъ, 1999
2. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело: Учебник для ВУЗов. – М., Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
3. Наговицин А.Г. Внешняя торговля. Учебное пособие. М., Русская деловая литература, 1999. – Разд.2.
4. Предприятие на внешних рынках: Внешнеторговое дело. Учебник / Под. ред. С.И. Долгова, И.И. Кретова – М., БЕК, 1997.
5. Стровский Л.Е., Казанцев С.К., Паршина Е.А. Внешнеэкономическая деятельность предприятий: Учебник для ВУЗов/ Под ред. Л.Е. Стровского – М., ЮНИТИ, 1999.
6. Жуков Е.Ф., Копаева Т.И. Литвиненко Л.Т. Международные экономические отношения: Учебник для ВУЗов / Под ред. Е.Ф. Жукова. М., ИНИТИ-ДАНА, 1999.