У одаренных детей наблюдается несоответствие социальных навыков, в том числе и навыков общения, хронологическому возрасту (социальная компетентность). Категорией, позволяющей, оценить соответствие социальных навыков хронологическому возрасту, является социальная компетентность. Социальная компетентность не является статичной, она подвержена филогенетической и онтогенетической эволюции и варьирует в зависимости от физических и культуральных условий соответственно времени, месту и обстоятельствам. Социальная компетентность, таким образом, может быть выражена в терминах, отражающих возраст, статус, способности, талант, здоровье, степень свободы; иными словами, она может быть определена как функциональная составляющая человеческого бытия, которая выражается социальной полезностью по отношению к окружающим и самому себе, то есть личной и общественной самодостаточностью. Соцальная компетентность – критерий качества жизни (Quality of Life –англоязычный вариант и более распространенный) относится к биопсихосоциальному подходу, который рассматривает человека как целостность [7, c. 82-91].
Коммуникативный тренинг с одаренными детьми и подростками, является одним из методов наиболее успешно протекающей социализации.
Креативность. Креативности, как одному из основных компонентов, отводилось и отводится важное место в структуре одаренности. Уровень развития интеллекта признавался многими исследователями как необходимое, но недостаточное условие. Г. Хилдрет (1966), анализируя развитие понятия «одаренность», пишет: «Первые определения одаренности связаны с коэффициентом интеллектуальности (IQ). Определение одаренности сегодня шире и основано на многоизмерительности свойств и более совершенных, гибких понятиях необычных способностей и возможностей, включающих тип не только «хорошего ученика», «но и креативного и оригинального».
П. Торренс под креативностью понимал «процесс, составные части которого следующие: чувствительность к проблемам, ощущение неудовлетворенности и недостаточности своих знаний, чувствительность к отсутствующим элементам, к дисгармонии и т.д., осознание проблем, поиск решений, догадки, связанные с недостающим для решения, формулирование гипотез, проверка и перепроверка этих гипотез, их модификация, а также сообщение результатов (Torrance E. Р., 1963) [25].
При этом в качестве синонимов «креативности» использовались термины «творческоемышление», «творческое воображение» (без учета специфики соответствующих процессов). Это отразилось и на подборе тестовых заданий. Так, для определения уровня развития креативности предлагались задачи на творческое мышление (например, классификация наборов предметов, фигур и букв и др.) и воображение (например, дорисовывание фигур).
В ходе двадцатипятилетней работы К. Тейлором и его сотрудниками было идентифицировано восемь видов креативной одаренности, которые выражаются в продуктивном мышлении, планировании, предсказании, принятии решений, общении, воплощении или исполнении решений, межличностных отношениях и в усмотрении возможностей (Л. В. Попова, 1991; Е. Г. Тищелко, 1993). Каждое из таких проявлений трактуется К. Тейлором весьма узко. Так, например, проявление креативности в общении по К. Тейлору — это умение ясно выражать свои мысли и чувства, чтобы они были понятны другим. Креативность в области межличностных отношений — умение понимать других, эффективно и продуктивно сотрудничать с ними.
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб: Питер, 2004.
3. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.
4. Брылева О.А. Тренинг взаимопонимания. Барнаул, 1995.
5. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском развитии. — СПб.: Союз, 1997. — 96 с.
7. Выготский Л.С. Полн. собр. соч.: в 6 т. М., Педагогика, 1983-1984.
8. Выготский Л.С.. Психология. М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс , 2000.
9. Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни – новый инструмент оценки развития детей. СПб.: Речь, 2001.
10. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. Спб.: Питер, 2005.
11. Гурьева В.А., Семке В.Я., Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста. Томск ,1994.
12. Доровской A.M. Дидактические основы развития одаренности учащихся. — М.Российское педагогическое агенство 1998.—210с.
13. Желдак И.М. Практикум по групповой психотерпаии детей и подростков с коррекцией семейного воспитания. М., 2001.
14. Залевский Г.В., Логунцова О.Н, Непомнящая В.А. Качество жизни как комплексная характеристика жизнедеятельности человека // Сибирский психологический журнал, 2002, №16-17.