Проблема субъективного благополучия имеет глубокие корни в истории философии, психологии, социологии и других наук. В последние десятилетия она все чаще становится предметом исследования психологов. Это вызвано острой для психологической практики необходимостью в определении того, что служит основанием для внутреннего равновесия личности. Необходимо ответить на вопрос о том, из чего оно складывается, какие эмоционально-оценочные отношения лежат в его основе, каким образом оно участвует в регуляции поведения, каким образом можно помочь личности в решении проблемы благополучия.
Проблема же личности всегда была актуальной и поднималась в работах по философии, социологии, социальной психологии и психологии личности. Обсуждение проблем сводится к понятиям социализации и индивидуализации личности.
Т. Шибутани утверждает, что в результате социального взаимодействия «человеческое существо превращается из беспомощного животного в более или менее независимого индивида, который стремится к определенным ценностям в символическом окружении [47].
В жизни каждого человека в той или иной мере представлены такие сферы как профессиональная жизнь, семейная жизнь, сфера увлечений, образования и другие. Эти сферы имеют для разных людей разную значимость в зависимости от тех стремлений, которые человек пытается реализовать. Например, для одних людей профессиональная жизнь – это способ заработка, для других – это, прежде всего, реализация собственных способностей, для третьих – возможность удовлетворения потребностей в социальном взаимодействии и т.д.
Различные сферы представлены в жизни любого чел
Необходимо констатировать факт, что состояние предприятий как хозяйствующих субъектов в критическом состоянии.
Говоря о личности водителей, то по своим социально-психологическим характеристикам – оптимисты и активизирующиеся в зависимости от обстоятельств пессимисты. Потенциал социальной мобильности у водителей весьма высокий как внутри своей профессиональной группы (каждый из них в принципе потенциально может получить более престижную машину, более выгодный маршрут, стать бригадиром), так и возможность перейти в другие социальные группы – от начальника колонны и выше. Межгрупповая ротация – переход на административно-управленческие, общественные должности (например, председатель профкома или начальник отдела эксплуатации) и в последующем возвращение на автобус – воспринимается как вполне нормальное явление. Многие начальники, руководители, вышли из водителей.
Таким образом, что сейчас в муниципальном транспорте происходит:
1. Длительные задержки заработной платы, отказ работодателя от выполнения многих экономических положений коллективного договора1. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации. Ученые записки кафедры общей психологии МГУ.-Вып.№1.- М., 2002.- С. 56-65.
2. Леонтьев Д.А. Психология смысла.- М., 1999.- 486 с.
3. Леонтьев Д.А. Симбиоз и адаптация или автономия и трансценденция-выбор личности в непредсказуемом мире // Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества / Под ред. Е.И Яцуты.- Кемерово, 2002.- С. 3-34.
4. Леонтьев Д.А. Тест cмысложизненных ориентаций (СЖО). - М.: «СМЫСЛ», 1992. - 16 c.
5. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию / М.К. Мамардашвили. М.: Прогресс, 1990. 365 с.
6. Материалы сибирского психологического форума // Методолгические проблемы современной психологии: ИЛЛЮЗИИ И РЕАЛЬНОСТЬ. 16–18 сентября 2004 г.
7. Муравьева О.И. Стратагии общения в структуре коммуникативной компетенции.- Томск, 2003. - 118 с.
8. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды.- Москва; Воронеж, 1995.- 357 с.
9. Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. М., СПб., 2002. 320 с.