ВВЕДЕНИЕ
Изменения в социально-политической и экономической жизни страны потребовали кардинальной перестройки всей системы управления. В настоящее время продуктивно руководить производственно-хозяйственной деятельностью могут только специалисты-управляющие, для которых работа в условиях рынка в соответствии с его требованиями и законами - это образ мышления и действия.
Ведь даже при наличии благоприятных предпосылок и необходимого ресурсного обеспечения неэффективное управление может принести больше вреда, чем пользы. В то же время эффективное управление является весомым фактором, способствующим достижению поставленных целей.
Поэтому сегодня, наряду с задачами повышения конкурентоспособности и качества, производимой продукции, повышения ее интеллектоемкости и технологичности, не менее остро и весомо стоит задача совершенствования приемов выполнения процесса управления, повышения качества принимаемых управленческих решений.
В то же время необходимо отметить, что уровень требований к профессионализму современного управленца в условиях резко возросшей сложности принимаемых решений стратегического характера и возросшей неопределенности и риска, в которых они принимаются, существенно вырос.
С другой стороны появление принципиально новых возможностей, предоставляемых интенсивно развивающимися технологиями подготовки, принятия и реализации управленческих решений, развивающимися информационными технологиями и, в первую очередь, интегрированными системами управления, технологиями стратегического управления, также повышает требования к профессионализму управленца.
В связи с этим появляется потребность в теоретическом осмыслении данной проблемы.
В последнее время издано большое количество зарубежной и отечественной учебной литературы о менеджменте, как науке и практике управления деловым предприятием в индустриальной системе. Подобные издания, предназначенные главным образом для подготовки профессиональных менеджеров, из-за сложности изложения и слишком большого объема мало пригодны для обучения инженерных кадров, в частности, технологов.
Объектом исследования является управленческая деятельность на фирме.
Предмет исследования – процесс и механизм управления фирмой.
Цель исследования – анализ теоретических и практических аспектов технологии управления, выявление приемов и механизмов управления.
На основании цели поставлены задачи:
– раскрыть понятие управленческой технологии;
– рассмотреть виды технологий управления;
– определить содержание технологии управления;
– рассмотреть технологию стратегического управления;
– выявить факторы, влияющие на эффективность управления фирмой;
– рассмотреть основные направления по совершенствованию управления фирмой.
Теоретическая база исследования сложилась в результате изучения автором литературы по экономическим дисциплинам, включая экономическую теорию, экономику предприятия, макроэкономику и ряд других;
Исследование осуществлялось с учетом требований таких методов, как теоретический анализ научной литературы, аналитический, логический, системный.
Практическая значимость исследования заключается в научной проработке и анализе механизмов управления. Курсовая работа может быть использова¬на для дальнейшей разработки экономических теорий, направленных на изуче¬ние управленческой деятельности фирмы. По материалам работы могут читаться лекции, и проводиться учебные занятия.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ
ФИРМОЙ НА ПРИМЕРЕ США
Стратегическое управление стало входить в практику управления американскими компаниями с конца 60-х годов. Тогда его главным объектом была диверсификация деятельности фирмы, когда каждое производственное отделение обслуживало определенную группу рынков с самыми различными перспективами. С 70-х годов направленность стратегического управления изменилась, и в 80-е годы оно превратилось в основу стратегического планирования, ориентированного на оценку целесообразности развития отдельных областей хозяйственной деятельности, которые зависят не столько от текущей эффективности, сколько от их результативности в перспективе.
Главным в современных условиях стала не столько работа фирмы в целом, сколько на конкурентном сегменте рынка - в данной отрасли или подотрасли.
В американских компаниях такие сегменты получили название стратегических центров хозяйствования (СЦХ). Первым шагом разработки стратегии фирмы является определение соответствующих центров (секторов рынка) и их исследование вне связи со структурой фирмы и ее текущей деятельностью. Результатом анализа является оценка перспектив, которые могут открыться на рынке любому конкуренту с точки зрения роста, нормы прибыли, стабильности и технологии. Второй шаг - решение вопроса о том, как данная фирма намерена конкурировать с другими фирмами в соответствующей области.
Организационную структуру стратегического управления образует отдел стратегического развития на высшем уровне управления и СЦХ. Каждый СЦХ характеризуется как определенным видом спроса (потребностей), так и определенной технологией. Важнейшей задачей стратегии в условиях быстрого развития научнотехнического прогресса становится определение соотношений между старой и новой технологиями, сохранение и на какой срок традиционной технологии или переход на новую технологию, при которой определенная часть продукции, выпускаемой фирмой, окажется устаревшей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Друкер П. Эффективное управление. М.: Фаир-пресс, 2001.
2. Информационные технологии в маркетинге: Учебник для вузов / Под ред. Г.А. Титаренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
3. Ковалев В.В. Основы финансового менеджмента. М.:Финансы и статистика, 1999.
4. Коротков Э.М. Исследование систем упрвления: Учебник для вузов. М.: ДеКа, 2000.
5. Кошкин Л.И., Хачатуров А.Е. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2000.
6. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. М.: Дело, 2004.
7. Литвак Б.Г. Экспертные технологии в управлении. М.: Дело, 2004.
8. Менеджмент. Учебник. /Под ред. Ф.М.Русинова и М.Л.Разу. М.: ФБК-ПРЕСС,1999.
9. Менеджмент: Учебник / Под ред. М.М.Максимова и А.В.Игнатьевой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
10. Мишинин А.И. Теория экономических информационных систем. М.: Финансы и статистика, 1999.
11. Модели и методы управления персоналом: Российско-британское учебное пособие. М.: Интел-Синтез. 2001.
12. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации. Учебник. М.: ИНФРА-М,1999.
13. Стратегическое управление: Учебник / Под ред. Э.А.Уткина. М.:Экмос, 1998.