Курсовая практика по теме: Туризм как сфера реализации социально-культурной деятельности

Название работы: Туризм как сфера реализации социально-культурной деятельности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Туризм

Страниц:

47 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение…………………………………………………………..…….3

ГЛАВА I. Развитие туризма в России………………………………..11

1.1. История развития туризма….….…..….……………………11

1.2. Понятие, классификация и виды туризма……….………..15

ГЛАВА II. Социально-культурная деятельность в области

туризма ………………………………………………………....……...23

2.1. Понятие и основы СКД, культура сервиса………..………23

2.2. Социальное и культурное влияние туризма……..…..……29

ГЛАВА III. Развитие туризма в Бурятии…………….….….......……36

2.1. Турбазы на озере Байкал…………….…..…...….……....…36

2.2. Туристическая фирма ООО «ТУРИСТ»….….…....…........39

Заключение……………………………………………..….…....…..…43

Глоссарий………………………………………….…..…….……...….44

Список использованной литературы……………..…......….….…..…46

Приложение…………………………………………………………….48

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Туризм является неотъемлемой частью социально-культурной деятельности, а также одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов.

Актуальность исследования. Туризм – одни из важнейших импульсов современного развития культуры. Он стимулирует поиск и включение в активный потребительский оборот малоизвестных граней в национальном, историческом, художественном и ином своеобразии культуры, обогащая тем самым, как свой, так и культурный потенциал. Учет потребностей и мотиваций различных категорий туристов способствует более полному использованию культурного потенциала различных территорий нашей страны. Делает великое культурное наследие различных регионов и, в частности, Улан-Удэ доступным большому сегменту посетителей, реализуя просветительную функцию туризма.

Во многих странах мира культурный туризм является высокодоходной, перспективной и выгодной отраслью экономики. Например, во Франции, Италии, Испании и Португалии, он считается одной из самых приоритетных сфер деятельности, обеспечивающих вклад в валовой национальный доход, в пределах 15-35 %.

Некоторые регионы России, культурные центры, располагают широкими возможностями для генерации содержательного и выгодного туристского продукта, способного привлечь гостем и туристов со всего мира, на основе именно своего культурно-исторического потенциала, сосредоточения объектов туристского интереса, составляющих национальное достояние страны. Огромное количество туристов имеют желание посетить Улан-Удэ, чтобы познакомиться с его культурным наследием. Мощным средством развития учреждений культуры региона, позволяющим им расширить возможности социально-культурной и культурно-просветительной деятельности.

Нe стоит забывать и об интеллектуальной стороне процесса становления культурного туризма, его просветительного и воспитательного потенциала. Познание, интерес к другой, неизвестной культуре - вот основной мотив путешествия туристов. С помощью культурного туризма можно легко и ненавязчиво познакомить туриста, коим потенциально является любой человек, с иной культурой, что играет важную роль в повышении просветительного и образовательного уровня личности и конкретных социальных групп.

Основой для формирования и продвижения продукта культурного туризма в социальной среде являются взаимоотношения между туристскими фирмами и учреждениями культуры, их эффективное взаимодействие, приносящее пользу обеим сторонам. Однако в настоящий момент взаимоотношения этих организаций являются малоэффективными, так как, на наш взгляд, существуют проблемы организационно-¬информационного обеспечения их взаимодействия. Для создания дифференцированного и качественного туристского продукта, прежде всего, необходима информация о потребностях, интересах и ожиданиях потенциальных потребителей, особенностях товарного предложения, конъюнктуры. Исследования, направленные на получение подобного рода информации только недавно стали проводиться в России и в Улан-Удэ, в частности. Однако результаты этих исследований не имели целенаправленных стратегических последствий для учреждений культуры, не стали достоянием профессиональной общественности.

Отмечается, что в сферу туристической деятельности интегрированы большей частью крупные учреждения культуры, тогда как малые и средние организации культуры сферы культуры города, ограничиваются минимальным участием. Результатом такой пассивности является недостаточная востребованность многих средних и малых учреждений культуры, по причине отсутствия информации о них, как у посредников между сферой культуры и туристскими фирмами, так и у самих потенциальных посетителей музеев. Большая часть культурного наследия остаётся не востребованной.

На сегодняшний день, назрела необходимость в разработке методически выстроенного механизма взаимодействия сфер культуры и туризма, позволяющего развивать возможности деятельности учреждений культуры на рынке туристского продукта в полном объеме и реализовать их просветительный и образовательный потенциал. Данный механизм должен обеспечить выход малых и средних учреждений культуры на массового потребителя, расширить их активную аудиторию.

Степень разработанности проблемы:

Проблематикой взаимодействия сфер культуры и туризма занимались различные исследователи, но акцент ставился или на сферу культуры или особое внимание уделялось сфере туризма. Данный факт объясняется тем, что долгое время сфера культуры не рассматривалась в контексте экономических проблем. Только в начале 90-х, с переходом культуры на новые методы хозяйствования, появились исследования, посвященные вопросам управления, финансирования, методам экономических отношений о сфере культуры (работы А. Алейника, Г. Галуцкого, Н. Дроздовой, Ф. Рыбакова, М. Хайкина, Р. Энтони и других авторов).

Данная проблема предопределила цель исследования: научно - методическое обоснование механизма и технологии взаимодействия учреждений культуры и туристских фирм, способствующих развитию просветительного потенциала туризма.

Данная цель обусловливает необходимость постановки и решения взаимосвязанных задач исследования:

1. Выявить значение сферы культуры как главного фактора просветительного потенциала туристской деятельности;

2. Определить конкретное содержание деятельности учреждений культуры в организации туризма;

3. Раскрыть сущность взаимодействия просветительных учреждений и туризма в формировании привлекательного имиджа региона;

4. Разработать методические рекомендации по повышению педагогического (образовательного и просветительного) потенциала взаимодействия учреждений культуры и туризма.

Объектом исследования является деятельность учреждений и организаций сферы культуры и туризма в системе реализации просветительной функции туризма.

Предмет исследования - взаимодействие учреждений и организаций сферы культуры и туризма в системе реализации просветительной функции туризма.

Практическая база исследования:

• Учреждения культуры г. Улан-Удэ,

• Туристско-Информационный Центр г. Улан-Удэ,

• Туристские фирмы г. Улан-Удэ.

Использованные источники и материалы:

Монографии, статьи, законодательная база и научная документация, регулирующая деятельность учреждений культуры и туризма, проекты программы и прочая плановая и отчетная документации, а так же материалы собственного исследования (опрос, интервью).

Гипотеза исследования:

Методически обоснованное организационное и информационное взаимодействие учреждений культуры и туризма позволит более эффективно реализовать просветительную функцию туризма, в том числе: 1. Увеличить объем и повысить качество образовательной просветительной информации, получаемой туристами в учреждениях культуры;

2. Обеспечить малым и средним учреждениям культуры более активное их включение в сферу культурно-просветительного туризма;

3. Расширить туристскую аудиторию, при условии включения специализированной просветительно-образовательной услуги в классическую программу пребывания туристов в г. Улан-Удэ.

Теоретическая и методологическая основа

Междисциплинарный характер исследования потребовал обращении к достижениям в различных отраслях гуманитарного знания, учёта концептуальных идей культурологии, маркетинга, туризма, экономики. Автор опирается па понимание культуры как процесса создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих развитию личности и общества в целом. Важная составляющая сущности культуры это процесс совершенствования и реализации культурного потенциала государства в целом и региона, в частности.

Цель исследования и характер решаемых задач обусловили необходимость комплексного подхода к использованию методов системного анализа, позволившего выявить генезис взаимодействия сфер культуры и туризма и определить тенденции усиления роли культурного туризма в экономике и формировании благоприятного имиджа региона.

Вопрос влияния сферы культуры на формирование имиджа региона также не был глубоко рассмотрен. Работ, посвященных этой проблеме относительно немного, и практически все они носят прикладной характер. Наиболее интересными представляются работы Ю. И. Блохина, Е.П. Кирюнина, С.Е. Корнеева, Дж. Тантоса. Ряд исследований был посвящён региональной культурной политике, также связанной с проблемой формирования имиджа региона (Г.М. Бирженюк).

Вопрос влияния сотрудничества сферы культуры и туризма на формирование положительного имиджа г. Улан-Удэ, так или иначе, затрагивался в последних публикациях в периодических изданиях. Но обсуждение данной проблемы не заканчивалось конкретной разработкой рекомендаций.

Формирование и продвижение привлекательного образа сферы культуры, региона в целом должно на опираться исследования экономистов, социологов и других учёных значимости применении маркетинга в сфере культуры и туризма. Из отечественных работ, для диссертационного исследования особый интерес представляют: М.Г. Воронцовой, И.Н. Герчиковой, А.П. Дирович, О.И. Карпухина, В.Д Марковой, В.Е. Новаторова, Е.C. Рольбиной, Д.А. Свиридова, Г.J1. Тульчинского, Н.Г. Чаган. Из иностранных источников использованы публикации: Е. Берковитц, С. Витт, Я. Деккер, Э. Дихтль, Дж. Доннели, Б. Дэй, Г. Дэй, С. Котлер, С. Маккензи, Ф. Макклин, С. Раньярд.

Методы исследования. Цель исследования и характер решаемых задач предопределили необходимость использования методов анализа. В работе использован анализ теоретических источников и практической документации, метода включенного наблюдения и социсследования методом стандартизированного интервьюирования.

Научная новизна исследования заключается в следующем: 1.Установлено, что методически выстроенное взаимодействие сфер культуры и туризма имеет определяющее значение для развития культурного туризма, одна из главных функций которого - просвещение;

2.Выявлена низкая социально-культурная результативность традиционного, стихийно сложившегося взаимодействия учреждений культуры и туристских организаций;

3. Определены основные условия повышения эффективности взаимодействия учреждений культуры и туризма в осуществлении их культурно-просветительных функций;

4. Раскрыто конкретное содержание взаимодействия культурно¬просветительных учреждений и туризма в формировании привлекательного имиджа региона;

Практическая значимость работы заключается в разработке программы по интеграции малых и средних учреждений культуры в сферу въездного туризма, позволяющей:

- повысить педагогический (образовательный и просветительный) потенциал взаимодействия учреждений культуры и туризма;

- увеличить объем и повысить качество образовательной и просветительной информации, получаемой туристами в учреждениях культуры;

- обеспечить малым и средним учреждениям культуры более активное включение в сферу культурно-просветительного туризма, а также расширить их туристскую аудиторию

Организация и методика исследования:

Исследование осуществлялось на протяжении одного года и в своём, развитии зафиксировало 2 этапа.

На первом этапе изучалась теория вопроса о влиянии сферы культуры на организацию туристской деятельности, что позволило определить значение и содержание сферы культуры на рынке туристских услуг.

На втором этапе проводилось эмпирическое исследование с целью выявления форм и направлений деятельности учреждений культуры в туризме. Для получения эмпирических данных использовался метод стандартизированного интервьюирования, что позволило обеспечить базу для разработки программы интеграции малых и средних учреждений культуры г. Улан-Удэ в туристский рынок.

Итоги теоретико-эмпирического исследования по вопросам, организационно-информационного обеспечения взаимодействия учреждений культуры и туристских организаций реализуются в положениях, которые выносятся на защиту:

1. Культурный туризм является единственным способом конвергенции сфер культуры и туризма на современном этапе развитие культурно-просветительной деятельности в России.

2. Рекомендации по включению специализированных просветительно-образовательных услуг в программу пребывания иностранных туристов в г. Улан-Удэ:

а) использование принципа событийного туризма;

б) расширение границ конгрессного (делового) туризма за счет изучения проблематики конгресса, представленной сферой культуры;

в) знакомство с малыми и средними музеями, являющимися нередко уникальными (исторические, художественные и научно-просветительные музеи);

г) долгосрочное сотрудничество с зарубежными учебными заведениями в контексте образовательного туризма на базе сферы культуры.

ГЛАВА III. Развитие туризма в Бурятии

2.1. Турбазы на озере Байкал

Туризм в Бурятии развит в основном за счет озера Байкал. Жители и гости республики предпочитают отдыхать именно там.

Байкал – глубочайшее проточное озеро с уникальным биорежимом. Для сравнения: объем Байкала превышает объем Балтийского моря. Площадь территории водостока для Байкала составляет более 588 тыс. км2. Некоторые географические данные по Байкалу (морфометрические показатели): объем воды составляет 23 тыс км3, площадь поверхности (зеркала) – 31 500 тыс км2 , средняя глубина порядка 730 м, максимальная глубина равна 1620 м, наибольшая ширина – 95 км, наибольшая длина – 650 км.

Байкал имеет малую водообменность. Полная смена водного объема исчисляется сотнями лет (точнее 332 года). Это говорит о большой консервативности свойств. Байкал занимает первое место среди пресноводных озер умеренного термического типа.

Одно из величайших озер планеты, колыбель многих племен и народов древности протянулось по поверхности планеты на 600 километров! Из-за удивительной формы, природных особенностей и строении дна, чаша Байкала с давних пор была поделена на три самостоятельные части - Южную, Северную, Среднею. Каждая из них неповторима, у каждой свой характер, растительность на берегах, ландшафт и даже климат. Южная граница северного Байкала проходит по линии острова Ольхон - полуостров Святой нос над подводным Академическим хребтом. Пересекая ее, вы попадаете в суровый, но сказочно прекрасный мир, в котором отразилось все самое лучшее, что есть у Сибири. Горные хребты Северного Байкала высокие и скалистые, с ярко выраженными формами древних оледенений и следами гигантских подвижек земной коры. Берега то обрывистые с гранитными утесами, то расцвечены мрамором и кварцитами, то пологие с чистыми песчаными пляжами, на которых следов зверей больше, чем человеческих.

Список использованной литературы

1. Александрова А.Ю. Международный туризм. М., 2001.

2. Биржанов М.Б. Введение в туризм. – СПб.: Герда, 1999.

3. Введение в гостеприимство: Учебное пособие. / пер. с англ. – 2-е издание. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 607 с.

4. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности.-М.,1996

5. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. – М., 1994.

6. Жарков А.Д. Культурно-досуговая деятельность. – М., 1997.

7.Журнал «Туризм» № 01,02' 2002.

8. Зезина М.Р. История русской культуры. – М., 1990.

9. Карпова Г.А., Воронцова М.Г. Экономика современного туризма. -М.: «Герда»,1998.

10. Киселева Т.Г., Красельников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. – М.. 1999.

11. Котляров Е.А. География отдыха и туризма. – М.: Мысль, 1978. - с 238.

12. Ковальчук А.С. Социокультурная деятельность. – М., 1996.

13. Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность. – Казань, 1995.

14. Менеджмент туризма: Основы менеджмента: Учебник. /под ред. Лукичева Л.И., Квартальнов В.А., Исаев В.А. и др. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 352 с.

15. Немоляева М.Э., Хадорков Л.Ф. Международный туризм: вчера, сегодня, завтра. – М.: Международные отношения, 1985. – с 176.

16. Новаторов Е.В. Культурно-досуговая деятельность. Словарь-справочник. – Омск, 1992.

17. Новые методы хозяйствования в сфере культуры //Под. ред. Ф.Ф. Рыбакова. – СПб., 1992.

18. Папирян Г.А. Экономика туризма.-М.: Финансы и статистика», 1998.

19. Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес.-М.,1997

20. Российский туризм: не пора ли открыть себя миру ? // Вестник Рата.

Июнь 1997 г. ,№5. С. 10-11.

21. Рябышев В.Н. Теория социокультурной деятельности. – Улан-Удэ, 1997.

22. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг.-М.: «Ось-89»,1997.

23. Тульчинский Г.В. Маркетинг в сфере досуга. – Спб., 1998.

24. Туризм в 2020 году.// Туризм: практика, проблемы, перспективы.-1998.-№1

25. Туристический терминологический словарь: Справочно-методическое пособие./ Авт. сост. И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Советский спорт, 1999. – 664 с.

26. Физическая культура: Практ. пособие/Б. И. Загорский, И. П. Залетаев, Ю. П. Пузырь. М.: Высш. шк., 1989.

Похожие работы на данную тему