Дипломная по теме: Проблема практического применения закона РФ "О защите прав потребителей" в г.Усть-Илимске

Название работы: Проблема практического применения закона РФ "О защите прав потребителей" в г.Усть-Илимске

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

78 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 8

1.1. Исторический аспект 8

1.2. Закон о защите прав потребителей 16

1.3. Круг лиц, на которых распространяется законодательство о защите прав потребителей. 25

2. ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 30

2.1. Право потребителя на качество товара, работы или услуги 30

2.2. Право потребителя на безопасность товара, работы или услуги 32

2.3. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах) 34

2.4. Право потребителя на заключение договора надлежащей формы и содержания 38

2.5. Право потребителя на защиту своих прав 39

2.6. Право потребителя на компенсацию морального вреда 40

3. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 44

3.1. Самозащита прав потребителей 44

3.2. Общественная защита прав потребителей 51

3.3. Административная защита прав потребителей 52

3.4. Судебная защита прав потребителей 54

4. РЕАЛИЗАЦИЯ И ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ. (НА ПРИМЕРЕ Г. УСТЬ-ИЛИМСКА) 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПЕРЕЧНИ ТОВАРОВ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ВОЗВРАТУ ИЛИ ЗАМЕНЕ 73

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 75

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Российское законодательство о защите прав потребителей при продаже товаров представляет собой достаточно последовательную, систематизирован-ную и структурированную систему многих законодательных актов РФ. Это Гражданский кодекс, Закон «О защите прав потребителей», утвержденные по-становлениями Правительства РФ Правила продажи отдельных товаров, Пра-вила продажи по образцам, Правила продажи товаров в кредит и некоторые другие. Ответственность за обман потребителей установлена специальной статьей Уголовного кодекса. Нормы, предусматривающие ответственность за нарушение прав потребителей, содержатся и в Кодексе «Об административных правонарушениях».

Для того чтобы исключить ограничение прав потребителей ведомствен-ными инструкциями, в закон был введен прямой запрет передавать органам ис-полнительной власти право принимать нормативные акты, в которых содержат-ся нормы, касающиеся потребителей. Это означает, что только Правительство России имеет право принимать правила и инструкции, регулирующие отноше-ния с участием граждан-потребителей и это право не может быть передано ни-каким другим субъектам исполнительной власти.

Российское законодательство либо полностью базируется, либо учиты-вает основной международно-правовой документ в данной области подготов-ленный Экономическим и социальным советом ООН /ЭКОСОС/. Руководящие принципы для защиты интересов потребителей, которые были одобрены Гене-ральной Ассамблеей ООН в качестве резолюции № 39 /248, от 09.04.1986 го-да. Корнилов Э, характеризуя действующее законодательство о защите прав потребителей, отмечает: приближение нашего законодательства к вышеуказан-ной резолюции является наиболее важным аспектом изменений законодатель-ства.

В связи с утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией, го-сударства - члены ООН обязались проводить политику по защите прав потре-бителей. Кроме, вышеуказанной резолюции к данной тематике относятся - Декларация, принятая конвенцией обществ потребителей, Директива Евро-пейского сообщества «Об ответственности за причинение вреда личности и здоровью», содержащие принципы безусловной ответственности производите-ля и продавца за вред, причиненный потребителю.

Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услу-ги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связан-ных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Защита прав потребителей - деятельность государственных и обществен-ных организаций (обществ защиты прав потребителей), направленная на защи-ту прав потребителей и интересов, для предотвращения нечестных методов ве-дения торговли.

Права потребителей нарушаются на каждом шагу. Дело в том, что глав-ный виновник нарушения прав потребителей – сам потребитель. Ведь потреби-тельские права никогда не будут реализованы, если на них нет спроса. Главные правила потребителей описаны в «Законе о защите прав потребителей«.

Закон РФ «О защите прав потребителей», бесспорно, является одним из наиболее зрелых и эффективных законодательных актов. Тем не менее опыт применения этого Закона в судебной деятельности позволяет выявить некото-рые недостатки, спорные моменты и проблемы, исправление которых способно значительно увеличить возможности его применения, усилить действенность его положений.

В первую очередь нуждается в совершенствовании понятийная база Зако-на.

Данная область отечественного права является одной из самых «не разра-ботанных». Ну так, в принципе и тема, ... не так чтобы очень большая. Причем не столько «небольшая», сколько «рыхлая». Реального общественного значения у нее - 0, реального хозяйственного влияния - 0, реальной судебной практики - 0 (именно реальной, а не «высосанный из пальца» юристами многочислен-ных «Обществ защиты)».

Вот видимо это все и влияет на отношение к ней.

Тем не менее, сформулировать, почему эта тема актуальна легко, потому что каждый из нас всю свою жизнь является потребителем, всю свою жизнь мы пользуемся (или не пользуемся) своими правами.

Необходимо так же отметить, законодательство о правах потребителей постоянно совершенствуется. Так с 1 января 2005 года законодатели ограничи-ли полномочия местных контролеров. Они смогут или рассмотреть уже посту-пившие к ним жалобы, или проконсультировать потребителей по какому-либо вопросу. В качестве крайней меры муниципальные власти могут обратиться в суд (ст. 12 Закона N 122-ФЗ). Однако ни приостанавливать, ни прекращать тор-говлю местные администрации будут не вправе.

Обратите внимание: сказанное нисколько не ограничивает прав иных контролеров. За нарушения «потребительского» закона продавцов могут нака-зать государственные торговые инспекции и их управления. Принудительно прекратить деятельность фирму может обязать суд.

Ежедневно, каждый из нас, покупая продукты, одежду, предметы обихо-да, украшения и так далее, мы не обращаем внимание на правовую сторону этих отношений. Необходимость оценки своих действий, как потребителя и действий продавца (изготовителя) с точки зрения закона возникает у нас, к со-жалению, лишь после нарушения каких-либо прав. Однако, даже зная свои пра-ва, отстоять свои интересы бывает очень не просто.

Именно, по этому я выбрала данную тему. На мой взгляд, она является актуальной и интересной, особенно теперь, когда наша страна встала на путь правового государства и защита прав личности, постепенно, встает на равную ступеньку с защитой государственных интересов.

Объектом исследования в данной работе выступают правые отношения, возникающие в связи возникновением, использованием и защитой прав потре-бителей.

Предметом исследования в дипломной работе выступают права потреби-телей и механизмы их защиты.

Цель данной работы – рассмотреть проблемы теории и практики защиты прав потребителей.

В соответствии с указанной целью при написании данной дипломной ра-боты были поставлены следующие задачи:

 рассмотреть историю возникновения данного института (права потре-бителей, их защита, законодательство);

 рассмотреть закон «О защите прав потребителей»;

 определить круг лиц, на которых распространяется действие указанно-го закона;

 рассмотреть основные права потребителей: на качество, на безопас-ность, на информацию об изготовителе, на заключение договора надлежащей формы и содержания, на защиту своих прав, на компенсацию морального вре-да;

 рассмотреть защиту прав потребителей, в том числе: самозащиту, об-щественную, административную и судебную защиту;

 рассмотреть ситуацию с защитой прав потребителей в г. Усть-Илимске;

 сделать соответствующие выводы и заключения.

Структура работы выстроена в соответствии с последовательным реше-нием поставленных задач.

Работа состоит из Введения, четырех глав, Заключения, Списка использо-ванных источников и приложений.

При изучении теоретических положений, разработке и реализации кон-цепции дипломной работы были использованы нормативно-правовые акты, регламентирующие рассматриваемый вопрос, такие как Конституция Россий-ской Федерации 1993 года, Гражданский Кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Федеральный Закон Российской Федера-ции «О защите прав потребителей» в редакции 1996 года. №2-ФЗ. Кроме того, были использованы работы таких авторов, как Белов А.П. «Ответственность за вред, причиненный потребителю дефектным продуктом», Богданова М.С. «О понимании юридической ответственности в современных условиях», Васецов А.К. «Квалификация обмана потребителей», Корнилов Э.К. «Практика приме-нения законодательства о правах потребителей», Долбина А.С. Шахурина Ф.Р. Цыкоза Г.Н. Защита прав потребителей. и др., посвященные рассматриваемому в дипломной работе вопросу.

3. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Данная глава посвящена важнейшему вопросу — способам защиты прав потребителей. Действующим законодательством предусматриваются следую-щие способы защиты гражданских прав, прав потребителей, в частности:

 самозащита прав;

 общественная защита;

 административная защита;

 судебная защита.

Первые два из перечисленных способов предусматривают защиту собст-венными силами потребителей: либо индивидуально (самозащита), либо с по-мощью общественных организаций (общественная защита).

Судебная защита предполагает обращение потребителя за помощью к компетентным государственным органам.

Каким из названных способов защиты воспользоваться решать потреби-телю. Практика показывает, что наиболее действенными являются обществен-ная и судебная защита. На сегодняшний день в нашей стране образовалось множество общественных правозащитных организаций, специализирующихся в области защиты прав потребителей. Чаще всего подключение такой организа-ции к разрешению конфликта между потребителем и продавцом (исполните-лем, изготовителем) позволяет урегулировать спор без обращения в суд.

При обращении за защитой в суд следует помнить, что по некоторым спорам законодательством установлен досудебный порядок разрешения спора.

3.1. Самозащита прав потребителей

Особенностью Закона РФ «О защите прав потребителей» является то, что он рассчитан, прежде всего, на то, что индиви¬дуальные потребители должны защищать свои пра¬ва самостоятельно (либо с помощью обществ потре¬бителей) и лишь в случае, когда стороны (например, покупатель — продавец) не пришли к взаимному со¬гласию, к защите прав потребителей подключаются органы ме-стного самоуправления, федеральные ор¬ганы исполнительной власти, прокура-тура, суд. Та¬кой порядок является при су¬ществующих масштабах потребитель-ского рынка наиболее приемлемым.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Издательский дом Громо-ва, 2001. – 98 с.

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. – М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. – 184 с.

3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ // Российская Газе-та. №113. 18.06.96.

4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. – М.: Экзамен, 2002. 235 с.

5. Федеральный Закон Российской Федерации «О защите прав потреби-телей» в редакции 1996 года. №2-ФЗ. ЭРД Гарант. На 2-х дисках. 1256 МБ. Весна 2004.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и о признании утратившим силу пункта 28 статьи 1 Федерально-го закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». ЭРД Гарант. На 2-х дисках. 1256 МБ. Весна 2004.

7. Белов А.П. Ответственность за вред, причиненный потребителю де-фектным продуктом // Право и экономика. − 1996. − №13−14.

8. Богданова М.С. О понимании юридической ответственности в совре-менных условиях. // Юрист. 1997. №7.

9. Борзенков Г.Н. Преступления против собственности в новом Уголов-ном кодексе РФ. // Юридический мир. 1997. №6-7.

10. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. – М.: Наука 1976. – 322 с.

11. Васецов А. Квалификация обмана потребителей. // Российская юсти-ция. 1996 г. №11.

12. Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности по Уголовному кодексу Российской Федерации (общая характеристика). // Юридический мир. 1997. №6-7.

13. Гельфер М.А. Преступления против личной собственности граждан. – М.: ВЮЗИ, 1987. - 487 с.

14. Долбина А.С. Шахурина Ф.Р. Цыкоза Г.Н. Защита прав потребителей. Библиотека делового человека. М.: Питер. 1998. - 525 с.

15. Духно Н.А., Ивакин В.И. Понятие и виды юридической ответственно-сти. // Государство и право, 2000, №6.

16. Егоршин В.М., Колесников В.В. Преступность в сфере экономической деятельности. – СПб.: Юристъ, 2000. - 611 с.

17. Закон РФ «О защите прав потребителей» / Постатейный комментарий Я. Е. Парция - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2001. - 389 с.

18. Защита прав потребителей. Учебно-практическое пособие. М.: Спарк. 1998. 466 с.

19. Зименкова О.Н., Левшина Т.Л., Тобис В.И., Шерстобитов А.Е. Ком-ментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей». М.: Норма, 1997. - 420 с.

20. Интерес покупателя-это выгода бизнеса. // Закон. № 3 1994 г.

21. Корнилов Э.К. Практика применения законодательства о правах по-требителей. – Российская юстиция, 1998 г., № 8.

22. Кочои С.М. Практикум по уголовному праву России. Преступления против собственности. – Киров: Карат, 1997. - 386 с.

23. Красавчиков О.А. Ответственность, меры защиты и санкции в совет-ском гражданском праве. – М.: Наука, 1971. - 763 с.

24. Минская В., Каледина Р. Преступления против собственности. Про-блемы и перспективы законодательного регулирования. // Российская юстиция. 1996. №3.

25. Парций Я.Е. Постатейный комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей». М.: Проспект. 2002. - 594 с.

26. Перечень товаров, утвержден Постановлением Правительства РФ № 481. // Российская газета от 16.05.97. № 95.

27. Перечень товаров, утвержден Постановлением Правительства РФ № 575. //Российская газета от 23.05.97 г. № 100.

28. Постатейный комментарий к части второй Гражданского кодекса Рос-сийской Федерации. / Гусев А. Н. – М.: Инфра-М, 2000. 845 с.

Похожие работы на данную тему