Введение:
Российское законодательство о защите прав потребителей при продаже товаров представляет собой достаточно последовательную, систематизирован-ную и структурированную систему многих законодательных актов РФ. Это Гражданский кодекс, Закон «О защите прав потребителей», утвержденные по-становлениями Правительства РФ Правила продажи отдельных товаров, Пра-вила продажи по образцам, Правила продажи товаров в кредит и некоторые другие. Ответственность за обман потребителей установлена специальной статьей Уголовного кодекса. Нормы, предусматривающие ответственность за нарушение прав потребителей, содержатся и в Кодексе «Об административных правонарушениях».
Для того чтобы исключить ограничение прав потребителей ведомствен-ными инструкциями, в закон был введен прямой запрет передавать органам ис-полнительной власти право принимать нормативные акты, в которых содержат-ся нормы, касающиеся потребителей. Это означает, что только Правительство России имеет право принимать правила и инструкции, регулирующие отноше-ния с участием граждан-потребителей и это право не может быть передано ни-каким другим субъектам исполнительной власти.
Российское законодательство либо полностью базируется, либо учиты-вает основной международно-правовой документ в данной области подготов-ленный Экономическим и социальным советом ООН /ЭКОСОС/. Руководящие принципы для защиты интересов потребителей, которые были одобрены Гене-ральной Ассамблеей ООН в качестве резолюции № 39 /248, от 09.04.1986 го-да. Корнилов Э, характеризуя действующее законодательство о защите прав потребителей, отмечает: приближение нашего законодательства к вышеуказан-ной резолюции является наиболее важным аспектом изменений законодатель-ства.
В связи с утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией, го-сударства - члены ООН обязались проводить политику по защите прав потре-бителей. Кроме, вышеуказанной резолюции к данной тематике относятся - Декларация, принятая конвенцией обществ потребителей, Директива Евро-пейского сообщества «Об ответственности за причинение вреда личности и здоровью», содержащие принципы безусловной ответственности производите-ля и продавца за вред, причиненный потребителю.
Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услу-ги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связан-ных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Глава 4:
Такие явления могут быть объяснены следующими причинами:
сократилось количество обращений, которые были удовлетворены (см. рис.2);
уменьшилась средняя сумма возврата на одно обращение, что может быть связано с ростом обращений по незначительным нарушениям (когда стоимость товара или услуги невелика) (см. Рис.3).
На самом деле, скорее всего, имеют место оби причины. В связи с этим отметим, что сокращение удовлетворенных обращений вызвано, в значитель-ной мере, повышением уровня обслуживания - коммерция становится более цивилизованной, предприятия реализующие товары и услуги стали заботиться об их качестве и так далее.
Так же отметим, что рост, как общего количества обращений, так и коли-чества обращений по незначительным нарушениям обусловлен тем, что потре-бители становятся более информированными о своих правах, приобретают уве-ренность в том, что их права будут защищены, причем в независимости от того, сколько стоит товар или услуга.
Заключение:
Большая часть потребностей обеспечивается посредством приобретения товаров, то есть торговли. Однако, в условиях нестабильной рыночной эконо-мики, бешеной инфляции, массового снижения уровня жизни, постоянной за-долженности по заработной плате работникам бюджетной сферы важно, чтобы потребитель чувствовал защиту своих прав. Потребитель должен быть уверен, что он получает достоверную информацию о товаре и его изготовителе, что это качественный товар, безопасный для его жизни и здоровья, что он вправе от-стаивать свои интересы, в том числе и в судебных органах.
Защита прав потребителей — это современное понятие имеет глубокие исторические корни, а содержание этого понятия доносится к нам сквозь «тол-щу тысячелетий». Так например, в Ветхом Завете в Третьей книге Моисея «Ле-вит» начертано: «Не делай неправды в суде, в мере, в весе и в измерении: да будут у вас весы верные, гири верные…» Пятая книга Моисея «Второзаконие» определяет: «В кисе твоей не должны быть двоякие гири, большие и меньшие… Гиря у тебя должна быть точная и правильная…».
Впервые потребительское движение зародилось в США в начале ХХ ве-ка. В 1890 году в Нью-Йорке была основана Лига покупателей, которая, кроме чисто воспитательного воздействия на покупателей, преследовала цели соци-ального и экономического характера. В феврале 1936 года в США был создан Союз потребителей – группа профессиональных лидеров, экономистов и юри-стов выработала устав и согласилась в том, что основной задачей организации будет «снабжение потребителей информацией и советами о товарах и услугах» и «содержание лаборатории для проведения исследований и испытаний». Са-мым значительным в истории потребительского движения событием явилось выступление Дж.Ф. Кеннеди. 15 марта 1962 году Президент США Джон Ф. Кеннеди, выступая перед Конгрессом США, сформулировал последовательный ряд прав потребителей. Он сказал: «Потребители - это все мы. Это крупнейший экономический слой, который воздействует на любое частное или государст-венное экономическое решение. Но это единственный голос, которого зачастую не слышно ».