Введение
Как известно, основными факторами, определяющими состояние рынка труда являются:
- циклический характер развития производства;
- структурные и глобальные изменения в экономике под воздействием современного этапа НТП;
- государственная политика в области регулирования занятости и безработицы;
- прогрессивные формы организации и оплаты труда;
- рост социальных и экологических ограничений;
- диверсификация производства и форм занятости;
- влияние профсоюзного движения;
- характер трудового законодательства;
- миграционные и демографические процессы;
- культурные и трудовые традиции.
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
Как показывает практика, рынок в чистом виде не существует ни в одной стране. Избавляя общество от товарного дефицита, стимулируя научно-технический прогресс, рыночная экономика не может решать социально-экономические проблемы, особенно те, которые невозможно измерить в деньгах, а значит, и решать их на рыночной основы. Это, во-первых, система национальной обороны, правопорядка единой энергетической системы, народного образования и здраво¬охранения и т. п. Эти товары и услуги должно полностью обеспечи¬вать государство, финансируя их из средств государственного бюдже¬та за счет налогов и других платежей.
Совершенно ясно, что рынок как механизм, ориентирующий экономику только на возрастающий платежеспособный спрос, не мо¬жет нейтрализовать «внешние эффекты». Суть их заключается в том, что деятельность предприятий в рыночной экономике имеет кроме положительных результатов еще и отрицательные, которые реально влияют на благосостояние других членов общества. В качестве при¬мера можно привести внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды, исчерпанием природных ресурсов в результате все возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, диспро¬порции в производстве и пр.
Регулирование внешних эффектов должно брать на себя государ¬ство. Погашение негативного воздействия внешних эффектов государ¬ство осуществляет перераспределением доходов через госбюджет или перераспределением выгод, полученных от положительных внешних эффектов, административного запрета на применение вредных технологий, эксплуатации природных ресурсов и т.п. Таким образом, корректировка государством действий рыночного механизма смягчает или вовсе может ликвидировать негативные последствия рыночных сил, проявляющихся во внешних эффектах.
Мировой опыт наглядно показывает, что переход к рынку может быть успешным только при условии одновременного осуществления радикальных хозяйственных реформ и крупномасштабных преобразований в базисной структуре экономики связанных с НТП. Согласование этих двух процессов представляет собой одну из наиболее сложных задач перестройки. Реформирование экономики без структурных преобразований обрекает страну на роль сырьевого придатка Запада. Решение проблемы видится в самом переходе к системе рыночных отношений которой однако, не может быть осуществлен быстро и безболезненно. Неизбежный переходный период характеризуется следующими особенностями.
Первое. В условиях нестабильной социально-экономической среды при неадекватных реакциях населения на стандартные экономические меры невозможно выбрать единую генеральную линию заранее определить выбор взаимосвязанных во времени и пространстве мероприятий. Вот почему для переходных процессов противопоказаны какие-либо программы типа 500 дней стабилизации экономики и т.п. Они не учитывают возможностей использования обратных связей, взаимодействие которых может повлиять не только на последовательность конкретных шагов, но и на сам их первоначальный набор. С учетом этого центр тяжести должен быть перенесен на разработку содержательных аспектов экономических преобразований за счет использования новых механизмов управления. Составными элементами такого механизма являются: определение приоритетных направлений мирового развития и стран лидеров по каждому из них; оценка места нашей страны в системе мирохозяйственных связей; выбор и организационно-экономическая поддержка приоритетов; отслеживание и корректировка соцеально-экономических по каждому из приоритетных направлений в зависимости от реально складывающейся соцеально-экономической ситуации в стране.
Результаты прогноза и оценки приоритетных направлений социально-экономического и научно-технического развития страны на ближайшую перспективу оформляются в виде ежегодного доклада Президента страны о системе государственных приоритетов. Он включает перечень важнейших крупномасштабных социальных, экологических, научно-технических проблем, решение которых необходимо для дальнейшего развития страны. По каждой проблеме указывается возможный объем финансирования, а также предлагается механизм его реализации, включающий льготного налогообложения, способы кредитования и предоставление субсидий, соответствующую амортизационную политику, ценообразование и другие важные стороны стимулирования работников.
Второе. При управлении переходными процессами следует обратить особое внимание исследование допустимых приделов экономических преобразований границ спада производства, снижение жизненного уровня, роста социальной напряженности. Если проведение мероприятия может привести к нарушению предельных характеристик, оно должно быть отвергнуто. Отсюда возникает необходимость сочетания «старых» и «новых» методов хозяйствования.
Третье. В ходе глубоких сольно-экономических преобразований происходит разрушение старого общественного уклада, и создаются предпосылки для появления нового. «Территория» нового уклада расширяется одновременно с продолжающимся воспроизводством старого. Оба уклада действуют как бы в автономных режимах. Отвлекая на поддержание своего «существования» подавляющую часть ресурсов и управленческих структур, старый уклад создает непреодолимые трудности для становления нового. В связи с этим неизбежны социальные коллизии и усиление напряженности в обществе, что может привести к прямым революционным потрясениям. Необходимы соответствующие механизмы, направленные на ликвидацию монопольных структур, перераспределение ресурсов традиционных сфер и новые (принятие законодательных актов о разгосударствлении, приватизации, департизации, борьбе с монопольными структурами, акционировании и т.д.).
Четвертое. Еще одним характерным следствием переходного периода и связанной с ним многоукладности хозяйства является расслоение системы экономических ценностей, отражающих воспроизводственную структуру экономики. В результате экономические оценки перестают служить сколько-нибудь надежным ориентиром при принятии хозяйственных решений. Развитие всего нового в системах, воспроизводящих старый уклад, почти всегда выглядит не эффективным. Следовательно, велика вероятность принятия таких решений, которые заведомо нацелены на укрепление старого и мешают развитию нового.
Целью данной дипломной работы является анализ влияния научно-технического прогресса на рынок труда в современной экономике. В соответствии с указанной целью при написании данной дипломной работы были поставлены следующие задачи, в соответствии с последовательным решением которых выстроена структура данной работы:
- вкратце изучить механизм функционирования рынка труда;
- осветить организационно-правовые аспекты современного российского рынка труда на фоне научно-технического прогресса (НТП);
- изучить влияние НТП на изменения в системе подготовки и переподготовки кадров;
- осветить современные проблемы кадрового менеджмента в России;
- изучить человеческий капитал как потенциальный фактор устойчивого развития России в XXI веке;
- сделать обобщающие выводы по проделанной работе.
Выход из кризиса российской экономики возможен с возрождением реального сектора экономики и переориентацией финансового сектора на обслуживание промышленности. Для реализации этой задачи требуется высококвалифицированная рабочая сила. Бытует мнение о том, что такой рабочей силы, в том числе специалистов с высоким уровнем образования и интеллектуальным потенциалом, в России сегодня более чем достаточно, что эти кадры в союзе с наукой позволят выйти из кризиса. Анализ реальной ситуации показывает, что с таким мнением трудно согласиться.
Структурная перестройка экономики привела к ломке традиционных стереотипов и представлений о профессиональном образовании и послужила причиной не менее серьезных проблем в области подготовки промышленного управленческого персонала. Как известно спрос на образовательные услуги формируется под воздействием изменений на рынке труда и сложившегося в данный момент времени общественного мнения о престижности и материальной ценности профессии. Профессии для российской промышленности требуют профессиональной пригодности, трудны в освоении, но, к сожалению, не гарантируют трудоустройства и приемлемого заработка.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993.
2. Трудовой Кодекс Российской Федерации. – М., 2002.
3. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании"» // Российская газета. - 1996. - 23 янв.
4. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессио¬нальном образовании» // Российская газета. - 1996. - 29 авг.
5. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"» // Российская газета. - 1996. - 6 мая.
6. Адамчук В. В., Ромашов О. В., Сорокина М. Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М., 1999.
7. Асаул А.Н. Роль государства в смешанной системе хозяйствования // Регион: политика, экономика, социология. 2002. № 1-2.
8. Багиров А. Информационная эпоха: тенденции развития // Международная жизнь, 2001, №8. С.90-96.
9. Боровик В.С., Ермакова Е.Е., Похвощев В.А. Занятость населения: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 320 с.
10. Вишневская Н. Сфера занятости: особый российский путь // МЭиМО, 2002, №3. С.111-116.
11. Вышегородцев М.М., Сиденко А.В. Утечка умов или приток капиталов в Россию: а стоит ли бить тревогу?// Профессиональный потенциал № 2, 2000. С.43-48.
12. Вышегородцев М.М. Ставка меньше чем... // Экономика и жизнь, 2 апреля №7, 1999. С.3.
13. Вышегородцев М.М. Мы уезжаем - к нам приезжают: чьи интересы здесь совпадают // Экономика и жизнь, №21, сентябрь 1999.С.8.
14. Волконский А. Образцы для России среди развивающихся стран // Экономическая наука современной России, 2001, №1. С.128-147.
15. Галаева А.М. Экономика труда: Учеб. пособие. – М., 1995.
16. Генкин Б. М. Экономика и социология труда: Учебник. – М., 2001.
17. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / Под общей ред. В.И.Кушлина и Н.А.Волгина. М: Экономика, 2001. - 735с.
18. Дискин И. Е. Социальная составляющая развития переходной экономики // Общество и экономика. 1997. №1–2.
19. Ефремов В.С. Стратегия американских школ бизнеса на рубеже 21-го века. Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 1.
20. Забродин Ю. Развитие человеческих ресурсов как главная задача активной социальной политики // Общество и экономика, 2000, №11-12. С.42-92.
21. Инновационная экономика. / под общ. ред. А.А. Дынкина и Н.И. Ивановой– М.: Наука, 2001. - 294 с.
22. Иноземцев В. Старая экономика в новом столетии: опыт и уроки // МЭиМО, 2000, №12. С.115-119.
23. Ковалев С.Г., Тучков А.И. Рынок труда: понятие, закономер¬ности, перспективы: Учеб. пособие. - СПб., 1992.
24. Львов Д. НТП и экономика переходного периода.// Вопросы экономики 1991. №11.
25. Мамедов О.Ю. От модели классического рынка к модели смешанной экономики. – Ростов Н/Д: Феникс, 1999.
26. Мау В. Политэкономические проблемы проведения рыночных реформ в посткоммунистической России // Общество и экономика, 2000, №7. С.3-38.
27. Мировая экономика: Учебник. / под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2002. - 734 с.
28. Монусова Г. Занятость в социальной сфере России: противоречия роста // МЭиМО, 2002, №4. С.70-79.
29. Нещадин А. Экономический рост и кадровый потенциал России // Общество и экономика, 2000. №5-6. С.213-222.
30. Нещадин А., Малютин М. Путь модернизации России // Общество и экономика, 2002, №5. С.37-50.
31. Павлов И.А., Малинин В.Л., Склянов Д.В. Современное состояние и тенденции рынка платного высшего образования. Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 4.
32. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. М: Издат. Дом "Вильямс", 2000. - 495 с.
33. Проблемы трудовых ресурсов России: Социально-экономическое исследование. - СПб., 1999.
34. Работяжев Н., Исаев В. Глубокое обновление деятельности государства - условие оздоровления российского общества // Общество и экономика, 2000, №7. С.78-92.
35. Рубинштейн Е.И. Основы промышленной политики. Сургут: Изд-во Сургут. ун-та, 2000. - 148 с.
36. Роговкина О. Изменение профессионально-квалификационной структуры занятости при переходе к рынку // Общество и экономика, 2001, №10. С.120-136.
37. Рязанин М. Бюрократы берут верх над новым законом // Красное знамя, 2002, №35. С.14.
38. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. Сокр. пер. с англ. – М.: Экономика, 1999.
39. Управление человеческими ресурсами / Под ред. Н. А. Горелова, А. И. Тучкова. – СПб., 1997.
40. Федосеев В.Н., Селюков В.К., Ростецкая Е.В. Специалист-менеджер на пороге 21-го века. Приводная техника. 1998. № 5.
41. Щетинин В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки // МЭиМО, 2001, №12. С.42-49.
42. Экономика устойчивого развития // ЭКОС, 2002, №2. С.41-53.