Введение
Волейбол является «самой доступной и распространенной игрой по месту жительства». К тому же волейбол занимает достойное место в системе физического воспитания, решали задачи укрепления здоровья, развитии физических способностей школьников, формирования и совершенствования жизненно важных двигательных умений и навыков.
«Занятия волейболом – очень эффективное средство укрепления здоровья и физического развития» [3,4]. По словам А.Г. Айриянц, при правильной организации занятий волейбол способствует укреплению костно-мышечного аппарата и совершенствованию всех функций организма.
Сложный характер соревновательной игровой деятельности в волейболе создает постоянно изменяющиеся условия «вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, в условиях ограниченного времени. Важным фактором наличия у спортсмена широкого арсенала технико-тактических средств, который бы давал возможность оптимизировать стратегии, обеспечивающие эффективность действий команды». (30;145). А чтобы стать хорошим волейболистом, необходима большая физическая подготовка, обеспечивающая высокий уровень физических способностей, в том числе и координационных, так необходимых современному человеку в связи с ускорением самого темпа жизни.
Вопросы подготовки волейболистов поднимаются многими исследователями: Железняк Ю.Д. рассматривает особенности подготовки детей, основы методики спортивной тренировки, Семашко М.В. – управление процессом спортивной подготовки, Топышев О.П. – технику игры, техническую подготовку волейболиста, Клещев Ю.Н. – тактику игры, тактическую подготовку, подготовку волейболистов высших разрядов, Медведев В.В. – психологическую подготовку волейболиста, Фураев Ю.П. дает исторический очерк развития волейбола.
Глава 2. Воспитание координационных способностей
у волейболистов 14-15 лет
2.1. Учет возрастных особенностей в процессе подготовки
юношей 14-15 лет
Школьный возраст особенно благоприятен для обучения движением. Именно в эти годы наиболее легко усваиваются и совершенствуются разнообразные формы двигательных действий, что объясняется прежде всего, интересным развитием функций двигательного анализатора, естественное возрастное формирование которого, по словам В.С. Фарфеля, заканчивается в основном к 15 годам. По мере развития координационных способностей выполнение двигательных задач становится все более привлекательным и доступным. Ряд двигательных действий, сформированных в младшем и среднем школьном возрасте, доводится до стадии прочно закрепленных навыков. Процесс дальнейшего освоения определенных видов двигательной деятельности приобретает характер углубленного спортивно – технического совершенствования, которое обеспечивается не только обязательными школьными уроками, но и самостоятельными занятиями в спортивных секциях. По окончании школы учащиеся владеют разнообразными двигательными умениями и навыками, которые составляют фундамент двигательного опыта приобретаемого человеком в течение жизни.
Развитие физических качеств является одним из существенных условий того, чтобы дети росли здоровыми, приспособленными к жизни и общественно полезной деятельности, поэтому процесс развития физических качеств должен осуществляться в строгом соответствии с функциональными возможностями растущего организма.
Список использованной и цитируемой литературы
1. Бальсевич В.К. Особенности биодинамики движений и юношей и девушек 15-16 лет // Вопросы юношеского спорта /Под ред. В.П.Филина. – М.: физкультура и спорт, 1967. – С. 29-37.
2. Бубе Х., Фэк Г., Штюблер Х., Трогш Ф., Тесты в спортивной практике. – М.: Физкультура и спорт, 1968.
3. Волейбол /Под ред. А.Г. Айриянца. – М.: Физкультура и спорт, 1976.
4. Выдрин В. Введение в специальность. – М.: Физкультура и спорт, 1974.
5. Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физическое воспитание детей школьного возраста. – М.: Физкультура и спорт, 1966.
6. Грибачева М.А. Критерии оценки при обучении волейболу. Развивающие игры // Физическая культура в школе – 2002 - №2. – С. 8-11.
7. Гугин А.А. Совершенствовать функцию равновесия // Физическая культура в школе. – 2000 - №1. – С. 43-45.
8. Дихтярев В.Я., Остапенко Н.П., Чиркин И.Б. Обучение волейболу (Х-Х1 классы) // Физическая культура в школе. – 2000 - №6. – С. 13-17.
9. Железняк Ю.Д., Клещев Ю.Н., Чехов О.С. Подготовка юных волейболистов. – М.: Физкультура и спорт, 1967.
10. Жуков С.М. Здоровье детей – общая забота. – М.: физкультура и спорт, 1987.
11. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности. – М.: Просвещение, 1983.
12. История физической культуры и спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1977.
13. Кабанов Ю.М. Критические периоды развития статического и динамического равновесия у школьников 1-11 классов // Теория и практика физкультуры – 1996 - №1. – С. 17-18.
14. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-Х1 классов общеобразовательной школы // физкультура в школе. – 1987 - №8 – С. 55-59.
15. Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года // Теория и практика физической культуры – 2001 - №4. – С. 2-8.