Введение
Основная задача школьного курса информатики состоит в подготовке школьников как квалифицированных пользователей персональных компьютеров. При этом особое внимание следует уделять теме «Операционные системы» В то же время она является одной из тем, трудно воспринимаемой учениками. В рамках базового курса невозможно и не нужно детально объяснять ее состав и функции. Подробное изучение операционных систем реализуется производиться на факультативных, элективных курсах и при профильном изучении информатики. Но общее назначение, роль ОС в работе компьютера ученики должны представлять.
Научить работать на компьютере – это значит, прежде всего, научить взаимодействовать с операционной системой. Обычно пользователь, привыкший работать в какой-то определенной программой среде, сталкиваясь с незнакомой и непривычной ему обстановкой на экране, испытывает растерянность. Важно дать обучаемому не просто определенную сумму знаний работы с операционной системой, а развить его мышление и научить ориентироваться в любой ситуации, в том числе и новой для него. Ведь в условиях стремительного развития вычислительной техники и программного обеспечения знания, полученные вчера, завтра становятся устаревшими. Обучаемый на основе своих знаний сам должен уметь сформулировать последовательность действий в той или иной ситуации.
Наиболее популярной и часто используемой является операционная система Windows, но, к сожалению, для её использования необходима дорогостоящая лицензия. Это неприемлемо для общеобразовательных школ. Полноценной заменой Windows может служить операционная система Linux, установка которой на ПК не требует лицензии и может распространяться свободно. Но не нужно забывать и про ОС MS-DOS, команды которой поддерживаются другими операционными системами. Данный программный продукт ещё используется в школах, хотя выпуск его вот уже более 10 лет как остановлен.
Программами для общеобразовательных учебных заведений по дисциплине "Информатика" предусмотрено, что в зависимости от типа компьютерной техники и программного обеспечения, учитель может самостоятельно выбирать методические пути решения образовательных задач курса. И в соответствии с выбранной методикой изучения курса учитель может выбирать подходящие учебные пособия и дидактическое обеспечение. Обычно знакомство с операционной системой происходит на примере конкретной операционной системы, используемой в классе. Наиболее распространенными являются операционные системы: MS-DOS, версии Windows, Linux.
Учебно-методической литературы и электронных обучающих программ об операционных системах и их приложениях достаточно много и выбрать оптимальную достаточно сложно. Этим и обусловлена актуальность данного исследования.
Цель исследования: разработать и описать особенности методики изучения операционных систем в школьном курсе информатики и разработать методические рекомендации для преподавателей по данной теме.
Задачи исследования:
1. Изучить историю развития операционных систем.
2. Рассмотреть наиболее распространенные в школе операционные системы.
3. Выявить особенности изучения операционных систем в школьном курсе информатики.
4. Разработать методические рекомендации для преподавателей информатики по теме «Операционная система».
Объект исследования: процесс изучения операционных систем MS-DOS, версии Windows, Linux в школе.
Предмет исследования: методы и особенности обучения учащихся общеобразовательных школ операционным системам в курсе информатики.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ научной, методической литературы по рассматриваемой проблеме;
2. Выявить особенности при изучении операционных систем.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2–х глав, заключения, списка литературы.
Первая версия наиболее популярной операционной системы раннего этапа развития персональных компьютеров - MS-DOS. Операционная система MS-DOS (Microsoft Disk Operating System) была разработана фирмой Microsoft для компьютеров IBM в начале 80-х годов. MS-DOS поддерживает однозадачный режим работы компьютера. Это однопрограммная однопользовательская ОС с интерфейсом командной строки, способная стартовать с дискеты. Основными задачами для неё были управление файлами, расположенных на гибких и жестких дисках, а также поочерёдный запуск программ.
Это значит, что в данный момент на компьютере может выполняться только одна программа, запущенная пользователем на исполнение. И только после того как выполнение этой программы будет завершено, пользователь может инициализировать другую программу.
Windows 95 имела уже ставший привычным современным пользователям оконный интерфейс с панелью задач, часами, регулятором громкости звука и переключателем раскладки клавиатуры в System Tray, ярлыком "Мой Компьютер" и "Корзиной" на рабочем столе. Окна запущенных приложений сворачивались теперь в панель задач и открывались из нее одним щелчком мыши, а сама панель задач могла перемещаться по рабочей области экрана, либо скрываться за его пределами. Доступ к установленным на дисках программам осуществлялся из меню, вызываемого нажатием кнопки "Пуск", роль файлового менеджера выполнял так называемый "Проводник" (Windows Explorer), являвшийся по совместительству самой оболочкой системы.