1. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации предусматривается, что ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель организации. Законом же предусмотрено, что такая ответ-ственность возлагается на руководителей организации. Кроме того, на них воз-ложена ответственность и за соблюдение законодательства при выполнении хо-зяйственных операций.
Законом предусмотрено четыре варианта формы организации ведения бух-галтерского учета:
структурное подразделение организации - бухгалтерия;
штатный работник организации - бухгалтер;
сторонняя организация - специализированная организация, бухгалтер-специалист, централизованная бухгалтерия;
личное ведение бухгалтерского учета руководителем организации.
Наиболее распространенными формами организации бухгалтерского учета в организациях являются первая и вторая формы, причем первая характерна для средних и крупных организаций, вторая - для мелких организаций. При выборе той или иной формы организации учета руководителю следует исходить из объема хозяйственных операций, возможности привлечения квалифицирован-ных специалистов, затрат на ведение учета.
Для рациональной организации учета важное значение имеет порядок ор-ганизации документооборота - создание или получение от других организаций документов, принятие их к учету, обработка, передача в архив. С этой целью составляется график движения первичных документов в бухгалтерском учете.
Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График документооборота утверждается приказом руководителя ор-ганизации.
График устанавливает в организации рациональный документооборот, т.е. оптимальное число подразделений и исполнителей, через которые проходят первичные документы, определяет минимальный срок их нахождения в подраз-делении.
График документооборота должен способствовать улучшению всей учет-ной работы в организации, усилению контрольных функций бухгалтерского учета, повышению уровня механизации и автоматизации учетных работ.
График документооборота может быть оформлен в виде схемы или переч-ня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением предприятия, учреждения, а также всеми исполнителями с ука-занием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вуд Ф. Бухгалтерский учет для предпринимателей. М.: Аспери, 2006.
2. Завгородний В.П., Савченко В.Я. Бухгалтерский учет, контроль и аудит в условиях рынка - М.: Издательство «Блиц-Информ», 2005.
3. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансо-во-хозяйственной деятельности предприятий.
4. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. - М.: ИНФРА - М, 2006.
5. Новодворский В.Д., Пономарева Л.В., Ефимова О.В. Бухгалтерская отчет-ность: составление и анализ - М.: Бухгалтерский учет, 2005.
6. Ревенко П., Вольфман Б., Киселева Т. Финансовая бухгалтерия - М.: Ин-фра-М, 2005.