Введение
Психологическое консультирование - это относительно новая область профессиональной деятельности психолога, которая сравнительно недавно в нашей стране выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с такими традиционными формами работы, как научные исследования, преподавание психологии, психологическая коррекция и психодиагностика. Она, несомненно, требует специальной, довольно основательной профессиональной подготовки, которую нельзя просто заменить знаниями и умениями в указанных выше областях, хотя для психолога-консультанта они необходимы. Знания в области психологического консультирования являются обязательными для практических психологов. В ближайшем будущем, когда по числу психологов, занимающихся практикой, наша страна приблизится к наиболее развитым странам мира, таких специалистов в вузах начнут готовить целенаправленно именно как психологов-консультантов.
Как учебный курс в вузах «Психологическое консультирование» предполагает три вида занятий: лекционные, семинарские и практические. Психологическое консультирование как область практики включает в себя глубокое и разностороннее психологическое изучение клиентов, особенностей их физического и психического развития. Для этого необходимо знать, уметь и пользоваться разнообразными универсальными и специальными психологическими методиками и тестами, поэтому задачей психологической службы должна быть диагностика готовности к обучению в школе, в том числе своевременное выявление детей с задержкой пси¬хического развития (ЗПР), нуждающихся в специальных фор¬мах коррекционно-педагогической работы. Однако создать та¬кую службу в настоящее время по ряду объективных причин весьма затруднительно. Одна из главных причин - теорети¬ческая неразработанность многих вопросов психолого-педаго¬гических характеристик задержки психического развития в до¬школьном возрасте в сравнении с полноценным психическим развитием. Вследствие этого затруднена и разработка прикладных проб¬лем ЗПР: создание банка психолого-педагогических диагнос¬тических и коррекционных средств, методических пособий и рекомендаций в помощь педагогам, психологам и родителям, учебных по¬собий и курсов в целях профессиональной ориентации педаго¬гических кадров и др.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа с семьями, воспитывающими первоклассников с ЗПР
2.1. Социально-психологическая диагностика родителей
2.1.1. Методика «Карта семьи» (Н.Н.Посысоева)
Опытно-экспериментальная работа с родителями и детьми 1 класса, имеющими задержку психического развития, проводилась на базе школы №20 г. Шадринска. В ней принимали участие: дети 1 класса, имеющие ЗПР, в количестве 13 человек и их родители – 13 матерей и 9 отцов. В качестве эксперта выступил педагог-психолог школы №20 Г.И. Гашева и классный руководитель класса.
Обследование проводилось по следующим методикам:
1. «Карта семьи» (Н.Н.Посысоева);
2. Анкетирование родителей (Р.В.Овчарова);
3. Проективный тест «Рисунок семьи» (В.К.Лосева).
В первую очередь нас интересовал состав семьи и возраст обследуемых родителей. Обследуемые семьи мы отнесли к категории полных и неполных. Полные семьи составили 9 (69%), из которых 3 семьи вновь созданные, т.е. детей воспитывает отчим, неполные семьи – 4 (31%). Возраст родителей представлен в таблице №1.
Библиографический список.
1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт. – Москва, 2000.
2. Абрамова Г.С. Практическая психология. – Москва, 1997.
3. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Москва, 1995.
4. Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – Москва, 2004.
5. Бернис Б. Грюнвальд, Гарольд В. Махаби. Консультирование семьи. Практическое руководство. – Москва, 2004.
6. Болотова А.К. Психологическое консультирование. – Москва, 2001.
7. Власова Т.А. и другие. ЗПР детей и пути её преодоления: обзорная информация. – Москва, 1976.
8. Власова Т.А. и другие. Дети с ЗПР. – Москва. 1984.
9. Власова Т.А., Лубовский В.И., Ципина Н.А. Дети с ЗПР.
10. Власова Т.А., Певзднер М.С. Дети с временными задержками развития. – Москва, 1971.
11. Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. – Москва, 1998.
12. Дмитриева Е.Е. Об особенностях общения со взрослыми 6–летних детей с ЗПР. – Дефектология, 1988.
13. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития.
14. Карпова Г.А., Артемьева Г.П. Педагогическая диагностика и коррекция ЗПР учащихся начальных классов. – Екатеринбург, 2002.
15. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997.
16. Кордуэлл М. Психология А–Я. Словарь-справочник. – Москва, 2002.
17. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультация, тренинг. – Ярославль, 2001.
18. Кратохвил С. Психотерапия семейных и супружеских дисгармоний. – Москва, 1991.
19. Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997.
20. Крякова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хватаюсь и радуюсь. Практическое пособие. – Москва, 2002.
21. Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. – Москва,1982.
22. Лебединская К.С. ЗПР и её причины. Причины возникновения и пути профилактики аномалий развития у детей. – Москва, 1985.
23. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития ребёнка. – Москва. 1989.
24. Лубовский В.И., Переслени Л.И. Дети с ЗПР. – Москва, 1983.
25. Люблинская В.И. Детская психолгия. – Москва, 1971.
26. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учебное пособие для студентов ВУЗов. / Под редакцией В.И. Селивёрстова. – Москва, 2004.