ВВЕДЕНИЕ
Реализация товаров и услуг — важнейший этап деятельности любого пред-приятия, работающего в условиях рынка. Банковское дело как вид предпринима-тельской деятельности не составляет исключения. Целью политики руководства банка и работы всех его служб является привлечение клиентуры, расширение сфе-ры сбыта своих услуг, завоевание рынка и, в конечном счете, — увеличение полу-чаемой прибыли. Средствами достижения данной цели являются инструменты банковского маркетинга, что и определяет важность и актуальность выбранной темы. Содержание и цели маркетинговой деятельности существенно изменились в последние годы под влиянием резко усиливающейся конкуренции на финансовых рынках и меняющихся отношений между банками и клиентурой.
Маркетинговая стратегия предполагает первоочередную ориентацию банка не на свой продукт как таковой, а на реальные потребности клиентуры. Поэтому маркетинг предполагает тщательное изучение рынка, анализ меняющихся склон-ностей, вкусов и предпочтений потребителей банковских услуг. Банковский слу-жащий становится продавцом финансовых продуктов и в этом состоит наиболее существенный сдвиг по сравнению с ситуацией 20–30 лет назад.
В России развитие маркетинга в сфере банковских услуг происходит в очень сложных условиях. В сложившейся в России политической и экономической си-туации государственное финансирование заметно сокращается и всё более осуще-ствляется через коммерческие структуры. Это в свою очередь приводит к широко-му охвату коммерческими банками значительного числа предприятий, распола-гающими мощными финансовыми ресурсами. Поскольку создание новых банков становится всё более затруднительным, расширяется обращение к услугам функ-ционирующих банков. В этой обстановке усиливается внимание банков к пробле-мам маркетинга.
Целью работы является изучение принципов и методов маркетинга способст-вовать повышению эффективности работы банков и стабилизации в данном секто-ре экономики.
2. ПРАКТИКА БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА
Становление банковского маркетинга в России только начинается, т.к. коммерческие банки как элемент рынка возникли ещё до его реального созда-ния. Поэтому в первые годы своего функционирования для большинства ком-мерческих банков понятие банковского маркетинга как такового по существу отсутствовало.
Это связано прежде всего с тем, что отсутствовала рыночная конъюнктура в общепринятом понимании, банки не были укомплектованы профессиональ-ными кадрами, слабо внедрялся зарубежный опыт, основное накопление и рас-пределение депозитно–кредитных ресурсов производилось Госбанком, Сбере-гательным банком и специализированными банками, созданными в 1986 г. в период начала перестройки.
Реально же о банковском маркетинге можно говорить лишь с 1991–1992 гг. в этот период банковский маркетинг стал «реальной объективностью» и посте-пенно начал использоваться российскими коммерческими банками. Особенно-стью маркетинга в нашей стране стало использование зарубежного опыта, на-правленного на расширение депозитов вкладов путём привлечения сбережений юридических и физических лиц.
Однако практика показала, что российская модель банковского маркетинга пока является довольно примитивной, поскольку не связана с серьёзным и глу-боким изучением рынка по привлечению денежных средств в банки. Главным элементом маркетинга на протяжении последних лет является в основном ма-нипулирование процентной ставкой по депозитам. Каждый банк стремится предложить как можно более высокую депозитную ставку.
Другой объективной причиной такого маркетинга является политика либе-рализации цен, постепенно переросшей в гиперинфляционную спираль.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять ка-питалом. М.: Финансы и статистика, 2004.
2. Банковская система России, т.2. М.: ИКК «ДеКА», 2003.
3. Банковский портфель, т.2,3. М.: «СОМИНТЭК», 2004.
4. Жуков Е.Ф. Менеджмент и маркетинг в банках. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004.
5. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. — М.: Финансы и статистика, 2003.
6. Севрук В.Т. Банковский маркетинг. —М.: Дело ЛТД, 2004.
7. Усоскин В.М. Современный Коммерческий банк: операции и управле-ние. — М.: ИПЦ «Вазар–Ферро», 2004.
8. Уткин Э.А. Банковский маркетинг. —М.: ИНФРА–М, 2003.
9. Ахмедов Н., Рубцов С. Оценка стратегических решений в банке // Маркетинг. — 2004. — №1. — с. 46–54
10. Вороненков Ю. «Сохранить и приумножить». Как действует этот лозунг сегодня // Экономика и жизнь. — 2003. — №34. — с. 5
11. Лысова И. Региональная статистика банковской системы констати-рует // Экономика и жизнь. — 2004. — №31. — с. 4