ВВЕДЕНИЕ
В переводе с греческого "демократия" означает "власть народа" (demos - народ, cratos - власть). Более развернутое определение демократии было дано американским президентом А. Линкольном - правление народа, избранное на-родом и для народа. Однако несмотря на очевидность трактовки демократии как народовластия, существует ряд проблем, относящийся к содержанию и функционированию демократии. Эти вопросы вызывают серьезные споры, что нашло отражение в появлении разных теорий демократии. Упор делается на различные ее свойства: свобода (либерализм), равенство (марксизм), участие народа в принятии решений (партисипаторная теория или демократия участия), конкуренцию за голоса избирателей между элитами (элитарные теории).
Первое представление о демократии как форме правления возникло в ан-тичной Греции. Аристотель определял демократию как "правление всех". Но при рассмотрении истории становления демократии обнаруживается, что поня-тие "все" и "народ" далеко не совпадают. Из всех существующих в прошлом примеров наиболее демократичной была "первобытная демократия", где реше-ния принимали все взрослые члены рода или племени.
В период разложения первобытного общества возникает военная демокра-тия, где народ, иными словами, кто имел право участвовать в управлении, в т.ч. осуществлять правосудие, ограничивался только вооруженными мужчинами.
В древних Афинах, подаривших миру опыт первой прямой политической демократии, под народом понимались только взрослые свободные мужчины. Эта власть была далека от совершенства еще и потому, что подавляла инако-мыслие (непопулярный гражданин мог быть изгнан из Афин сроком на 10 лет). Столь же суженной была категория граждан-народа в средневековых городах-республиках Северной Италии, в Новгороде и Пскове.
3. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ДЕМОКРАТИИ
Демократия представляет собой самый сложный тип политического режи-ма. По мнению русского юриста П. И. Новгородцева, ''демократия всегда есть распутье...система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны до-рог...Отнюдь не создавая твердого равновесия жизни, она более чем какая-либо другая форма возбуждает дух исканий".
"Демократия" (demos - "народ" и kratos - власть, властвование) в переводе с греческого означает "власть народа". Однако, начиная с первого упоминания о ней в переводе аристотелевской "Политики" в 1260 году и до настоящего вре-мени не смолкают споры о ее содержании. Различные авторы акцентируют внимание на отдельных составляющих демократии, например, на власти боль-шинства, ее ограничении и контроле над ней, основных правах граждан, право-вой и социальной государственности, разделении властей, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных мнений и позиций, плюрализме, равенстве, соучастии и т. д. Это обусловило тот факт, что сегодня существует несколько интерпретаций смысла демократии. В одних случаях ее трактуют расширитель-но, как общественную систему, основанную на добровольности всех форм жиз-недеятельности индивида. В других случаях она истолковывается более узко - как форма государства, при которой все граждане обладают равными правами на власть. Этим она отличается и от монархии, где власть принадлежит одному лицу, и от аристократии, где управление осуществляется группой лиц. Данная интерпретация демократии идет от античной традиции начиная с Геродота (V век до н. э.). И, наконец, демократия понимается как идеальная модель общест-венного устройства, определенное мировоззрение, основанное на ценностях свободы, равноправия, прав человека. Индивиды, группы, исповедующие дан-ные ценности, образуют движение за их реализацию. В этом значении термин "демократия" трактуется как социальное движение, как тип политической
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Брайс Д. Современные демократии. - М., «Прогресс», 2003.
2. История политических и правовых учений. - М.: Юр. лит-ра, 2004
3. Кельзен Х. О сущности и значении демократии. – М:, Проспект, 2002.
4. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. - М.: Наука, 2003.
5. Политологический словарь. Учебное пособие. Под ред. В.Ф. Хампова. - М.: Высшая школа, 2002.