ВВЕДЕНИЕ
Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необ-ходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специ-альных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях вос-производственного процесса. В условиях перехода к рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.
Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характери-зующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предпри-ятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и фи-нансовой деятельности предприятия. Она характеризует сметы его деловой ак-тивности и финансовое благополучие.
Так как основную часть прибыли предприятия получают от реализации выпускаемой продукции, сумма прибыли находится под взаимодействием мно-гочисленных факторов: изменения объема, ассортимента, качества, структуры произведенной и реализованной продукции, себестоимости отдельных изделий, уровня цен, эффективности использования производственных ресурсов.
Кроме того, на нее оказывают влияние соблюдение договорных обяза-тельств, состояние расчетов между поставщиками и покупателями и др. Из прибыли производятся отчисления в бюджет, уплачиваются проценты по кре-дитам банка.
2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
С учетом последовательности хозяйственной деятельности, особенностей формирования доходов и затрат процесс образования прибыли может быть представлен следующим образом (рис. 3).
Рис. 3. Схема формирования прибыли
Основным источником получения предприятием прибыли является вало-вой доход. Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности (валовая при-быль) исчисляется по формуле:
ПФХД = ПР ± СДР, (1)
где ПФХД – прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности, руб.;
ПР – прибыль от реализации, руб.;
СДР – сальдо внереализационных и прочих операционных доходов и расходов, руб.
Налогооблагаемая прибыль представляет собой расчетный показатель. Она определяется путем корректировки валовой прибыли предприятия как в сторо-ну ее увеличения, так и в сторону уменьшения в соответствии с положениями действующего законодательства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бадаш Х.З. Экономика предприятия. – Ижевск, изд-во УдГУ, 2002.
2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 2003.
3. Белобтецкий И.А. Прибыль предприятия. // Финансы. – 2004. - №3.
4. Богатин Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия. – М.: Инфра-М, 2004.
5. Валаева Т.Ф., Коростелёва Е.М., Хруцкий Е.А. Экономика, организация и планирование производства. - М: Экономика, 2003.
6. Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы. М.: Высшая школа, 2003.
7. Горбачева Л.А. Анализ прибыли и рентабельности. – М.: Экономика, 2004.
8. Едронова В.Н., Мизиковский Е.А. Учет и анализ финансовых активов - М.: Финансы и статистика, 2004.
9. Ковалев В.В. Финансовый анализ - М.:, Финансы и статистика, 2003.
10. Кузнецова Е.В. Финансовое управление компанией - М.: Правовая Культура, 2004.
11. Мухин С.А. Прибыль в новых условиях хозяйствования. – М.: Финансы и статистика, 2004.
12. Новодворский В.Д., Пономарева Л.В., Ефимова О.В. Бухгалтерская отчет-ность: составление и анализ - М.: Бухгалтерский учет, 2003.
13. Панкратов. Коммерческая деятельность. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2003.
14. Первозванский А.А., Первозванская Т.Н. Финансовый рынок: расчет и ана-лиз - М.: Инфра-М, 2004.
15. Ревенко П., Вольфман Б., Киселева Т. Финансовая бухгалтерия - М.: Инфра-М, 2004.
16. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Минск, ИП «Экоперспектива», 2003.
17. Стоянова Е.С. Финансовое искусство предпринимателя - М.: Перспектива, 2004.
18. Финансовый анализ деятельности фирм - М.: Ист-Сервис, 2004.
19. Финансовый менеджмент: теория и практика / Под ред. Стояновой. - М.: Перспектива, 2003.
20. Хруцкой. Современный маркетинг. - М.: Финансы и статистика, 2004.
21. Шеремет А.Д. Анализ экономики промышленных предприятий - М.: Высшая школа, 2004.
22. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа - М.: Экономика, 2004.
23. Шеремет А.Д. Экономический анализ в управлении производством - М.: Экономика, 2004.
24. Шишкин А.К., Вартанян С.С., Микрюков В.А. Бухгалтерский учет и финан-совый анализ на коммерческих предприятиях - М.: Инфра-М, 2003.