ВВЕДЕНИЕ
Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических особенно-стей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны ее поведения и деятельности. Большинство ученых едины в мнении, что темперамент – это врожденная характеристика, а значит его изменить нель-зя. И поэтому, тем более важно учитывать темперамент ребенка в учебно – вос-питательной работе с ним.
Темперамент - совокупность душевных и психических свойств человече-ской личности, характеризующей степень возбудимости и его отношение к ок-ружающей действительности.
Темперамент в переводе с латинского означает "смесь, соразмеренность". Этим термином обычно характеризуют врожденные особенности человека, оп-ределяющие характер его психики, - степень уравновешенности, эмоциональ-ной подвижности. Темперамент не следует путать с характером, который пред-ставляет собой сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности. В основе характера лежит темперамент. Ребенка можно уподобить цветку, которому для того, чтобы расцвести нужно создать необходимые усло-вия, учитывающие особенности этого цветка. Если не учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательном процессе, то ребенку будет сложнее расцве-сти, труднее раскрыть особенности таланты своей личности.
Задержка психического развития (ЗПР), вариант психического дизонтоге-неза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития ("задержка темпа психического развития"), так и относительно стойкие состоя-ния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточ-ности, не достигающей степени слабоумия. Процесс развития познавательных способностей при ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрасте-ническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интел-лектуальную работоспособность ребёнка.
2. ТЕМПЕРАМЕНТ ДЕТЕЙ С ЗПР
Из всех свойств темперамента хотелось бы заострить внимание на сле-дующих: ригидность, тревожность и экстраверсия.
Тревожность наблюдается также при неу¬довлетворении мотивов и во вся-ком психологическом конфликте типа фрус¬трации. Состояние тревожности не является имманентным свойством, при¬сущему определенному темпераменту. Оно появляется лишь при определен¬ных нарушениях в системе мотивов и от-ношений личности. У испытуемых с высокой степенью тревож¬ности сила тор-можения меньше, чем сила возбуждения. Этот симптомокомплекс обладает и другими от¬личительными признаками темперамента: он зависит от общего типа нер¬вной системы и имеет устойчивый и постоянный характер; проявляется в разные периоды жизни и в различных ситуациях,
Другой комплекс психических особенностей - ригидность, может быть по-ставлен в связь, с общим типом нервной системы по косвенным признакам. Ри-гидность определяется как трудность изменения давно установив¬шихся привы-чек при наличии новых требований. Испытания пока¬зали, что ригидность пред-ставляет собой широкий симптомокомплекс взаи¬мосвязанных между собой свойств. В этот симптомокомплекс входят не только эмоционально-волевые особенности, но и интеллектуальные, и чер¬ты, характеризующие динамику са-мосознания и самооценки. Все эти осо¬бенности соответствуют отличительным признакам темперамента.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988.
2. Гиппенрейтер Ю., Романова В. Психология индивидуальных различий. – М.: Издательство Московского Университета, 1982.
3. Климов О. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от ти¬пологических свойств нервной системы. - Казань: Изд-во Казанского го¬сударственного университета, 1969.
4. Кораблина Е., Ронгинский М. Изучение индивидуально-психологических особенностей личности. – СПб, 1999.
5. Небылицин В. Д. Основные свойства нервной системы человека. - И. * Про-свещение, 1966.
6. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М.: Прог¬ресс, 1982.