ВВЕДЕНИЕ
Налог на доходы физических лиц является одним из самых важных эле-ментов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства. К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии - 40%, несколько меньше во Франции - 17% [12, с.125].
В нашей стране налог на доходы физических лиц занимает более скромное место в доходной части бюджета, так как затрагивает в основном ту часть насе-ления, которая имеет средний уровень доходов или ниже. В последние годы его доля в бюджете не превышала 12-13%.
Такая ситуация, в общем, свойственна экономике переходного периода. Для того чтобы, с одной стороны, стимулировать рост производства и потреб-ления, а с другой - упростить налоговую систему и тем самым снизить склон-ность налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств, государство вынуждено снижать ставки налогов на доходы (имеются в виду доходы всех экономических агентов независимо от правовой формы).
В рамках данной работы поставлена цель рассмотреть особенности взима-ния налога на доходы физических лиц, изменения в налоговом законодательст-ве России за последние несколько лет, относящемся к налогу на доходы и раз-работка предложений по совершенствованию взимания налога. В соответствии с поставленной целью основными задачами работы являются:
изучение сущности налога на доходы физических лиц;
изучение истории развития подоходного налога;
анализ налога на доходы физических лиц в России;
определение основных направлений решения проблем налогообложения.
Информационной базой исследования является законодательство РФ в об-ласти налогообложения, труды отечественных и зарубежных исследователей-экономистов, статистическая информация.
В первом случае местные органы самостоятельно определяют базу ставки налогообложения; во втором облагаемый доход для местного налога подсчиты-вают так же, как и для государственного, но ставки налога и льготы по нему ус-танавливают местные органы власти; в третьем случае местные органы власти устанавливают дополнительную ставку налога на доход, рассчитанный для взимания государственного подоходного налога.
Местный подоходный налог не должен уменьшать базу государственного подоходного налога. В большинстве стран местные подоходные налоги не вы-читают из валового дохода при подсчете сумму дохода, облагаемого государст-венным подоходным налогом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп.)
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп.)
3. Акуленок Д.Н. Налоговый портфель. - М.: Сомитек, 2005.
4. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговая оптимизация: принци-пы, методы, рекомендации, арбитражная практика. - "Налоги и финансовое право", 2005 г.
5. Красноперова О.А. Комментарий юриста: часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации. – М., 2006.
6. Медведев А.Н. Постатейный комментарий к части второй Налогового кодекса РФ. – М.: Налоговый вестник, 2006.
7. Разгулин С.В. О применении некоторых положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации. - СПС "Гарант", 2005.
8. Черник Д.Г. Налоги. Учебное пособие. - М.: Финансы и кредит, 2005.
9. Андреев И.М. Перспективы в налогообложении. // Налоговый вестник, N 7, июль 2006 г.
10. Аракелов С.А. Спорные вопросы в отдельных положениях части первой Нало-гового кодекса Российской Федерации. // Аудиторские ведомости, N 2, февраль 2006 г.
11. Бобоев М.Р., Наумчев Д.В. О проблемах и перспективах развития налоговой системы Российской Федерации. // Налоговый вестник, N 9, сентябрь 2005 г.
12. Бурцев Д.Г. Изменения в налоговом администрировании в условиях модерни-зации налоговых органов. // Налоговый вестник, N 1, январь 2006 г.
13. Варнавский А. Особенности налогообложения. // Финансовая газета, N 35, ав-густ 2006 г.
14. Винницкий Д.В. Предмет российского налогового права. // Журнал российско-го права, N 10, октябрь 2005 г.