Введение:
Ключевым звеном формирования рыночной экономики, достижения экономического роста, обеспечения цивилизованного уровня жизни российских граждан является создание эффективно работающей налоговой системы. За последние годы в основном определились контуры этой системы, требующие дополнительные отладки и шлифовки в соответствии с объективными экономическими и социальными условиями.
Принятие в России нового Налогового кодекса выявило ряд острых проблем, требующих решения в ближайшее время. Многие из них связаны с введением новых ставок и льгот на доходы физических лиц. По моему мнению, существующий подход к налогообложению граждан не изменил коренным образом имеющиеся недостатки законодательства.
При создании налоговой системы РФ не был учтен мировой опыт, кроме того, по моему мнению, не была правильно оценена экономическая ситуация в стране, поэтому существуют многочисленные противоречия. Непродуманные попытки исключить эти противоречия многочисленными поправками привели в свою очередь к нестабильности и еще большей противоречивости и запутанности. Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, льгот играет отрицательную роль в формировании рыночной экономики.
На стадии становления налоговой системы правовая форма налоговой системы не может быть совершенной. Пожалуй, и сегодня нельзя еще утверждать, что российская налоговая система миновала стадию становления.
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определение приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим, необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Налоговая политика в нашей стране направлена исключительно на поддержание бюджета, а не производителя. А принятые изменения в Налоговом кодексе, по моему мнению, не снимают налогового бремени с предприятий, зато «облегчили» жизнь состоятельных граждан. Все это, несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям, как отечественным, так и иностранным. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот, объектов обложения).
Глава 3:
Налоговая реформа для гражданина должна обеспечить:
• установление налогового бремени соразмерного платежными способностями населения;
• невозможность необоснованного и неравного повышения налоговой нагрузки;
• прозрачность налоговой системы, в том числе в части контроля за расходованием средств, поступающих в бюджет в виде обязательных платежей;
• создание партнерских отношений с государством, основанных на принципе взаимности прав и обязанностей;
• возможность влияния на налоговую политику государства.
Для решения этих задач предлагается комплексная программа по совершенствованию налогообложения физических лиц в сочетании с мерами по снижению социальных налогов, уплачиваемых предприятиями.
1. Принять в качестве основополагающего понятия для расчетов налогооблагаемой базы официально установленный прожиточный минимум на одного человека в месяц и среднюю заработную плату в месяц работников наемного труда, а не минимальную, как это делается сейчас.
Все налоги и вычеты корректировать на основании прожиточного минимума и средней заработной платы за последний месяц года – декабрь. Так как мы не можем с достаточной точностью сейчас установить прожиточный минимум на конец года, возьмем за основу расчетов последние сведения.
В настоящее время в среднем по России прожиточный минимум составляет порядка 1,5 тыс. руб. По данным Госкомстата, средняя заработная плата в России в марте 2002 года составила 4172 рубля.
Итак, установим прожиточный минимум в сумме 1500 руб., среднюю заработную плату в размере 4500 руб. (Вполне естественно, ее сумма вырастет к концу года).
2. Исключить из налогооблагаемой базы личные доходы граждан в размере официального прожиточного минимума. Таким образом, необлагаемый минимум составит 1500 руб. * 12 мес. = 18 тыс. руб. на человека в год.
Напомним, что существующему Налоговому кодексу эта сумма составляла максимум 4,8 тыс. руб.
3. Расчет подоходного налога производить в расчете на семью. Если в семье 2 человека – необлагаемый минимум составит 2*18 тыс. = 36 тыс. руб., если 3 – 54 тыс. руб., 4 – 72 тыс. руб. При этом неважно, имеет ли какой-либо член семьи личный доход выше прожиточного минимума, или нет. Вполне естественно, к членам семьи относятся дети, иждивенцы, инвалиды, пенсионеры и другие граждане, имеющие или не имеющие собственный источник доходов, связанные родственными связями и осуществляющие совместное проживание. Данные о составе семьи имеются в органах ЗАГС, паспортно-визовой службы, домоуправлениях и квартальных комитетах, поэтому проблемы определения принадлежности и составе семьи возникать не должно.
В результате этого новшества отпадает необходимость применения некоторых вычетов. Так, стандартный налоговый вычет на детей отменяется, семья на основании нового расчета получает возможность не включать в налоговую базу сумму 18 тыс. руб. на каждого ребенка в год, что соответствует прожиточному минимуму.
По существующей схеме стандартных налоговых вычетов эта сумма не превышала 3,6 тыс. руб. в год.
4. Вернуться к прогрессивной системе налогообложения физических лиц.
Основой для составления шкалы доходов должен служить размер средней заработной платы в стране (4,5 тыс. руб.). Взимание повышенных ставок налогов начинается с суммы дохода, составляющей в расчете на одного члена семьи среднегодовую заработную плату, исчисленную исходя из ее величины за последний месяц отчетного года (4,5*12 тыс. руб. = 54 тыс. руб.).
В расчете на одного члена семьи предлагается применить следующие ставки налога в зависимости от годового дохода:
до 18 тыс. руб. – налогами не облагаются,
Заключение:
В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно – технического прогресса.
Среди других налогов, вносящих существенный вклад в формирование доходной части бюджета, существенно выделяется налог на доходы физических лиц, поступления которого находятся в прямой зависимости от ситуации, сложившейся на рынке труда.
Главной особенностью (впрочем, как и главным принципом) налога является его не «позарплатный», а «подоходный» характер. Это выражается в том, что объектом налогообложения выступает не только доход в денежной форме, но и доход в натуральной форме, в форме материальной выгоды, доход в виде стоимости материальных благ и социальных благ, предоставленных физическому лицу.
Очередной этап проведения налоговой реформы в Российской Федерации, связанный с постепенным введением в действие Налогового кодекса РФ, стимулирует интерес к налоговым системам развитых зарубежных стран.
Общепризнанные основы цивилизованного налогообложения сложились сравнительно недавно.
В настоящее время за рубежом облагается чистый доход плательщика за минусом разрешенных законом вычетов и налоговых льгот, к которым относятся необлагаемый минимум, профессиональные расходы, семейные скидки, скидки на детей и иждивенцев, взносы в фонды и т.п.
Анализ налогообложения зарубежных стран показал, что на Западе налоговая система ориентирована на налогообложение личных доходов экономически более состоятельных граждан. Какую бы из рассмотренных стран мы ни взяли: будь то Индия, Швеция или США, общее одно – существует круг людей, не облагаемых подоходными налогами, и существует группа лиц, уплачивающих налоги соразмерно полученному доходу. В этом и состоит принцип всеобщей справедливости, провозглашенный демократическим Западом.
Западная система налогообложения основана на высо¬ких доходах граждан и ее прозрач¬ности, причем налогами облагается не весь доход, а только его часть, которая остается после вычета из дохода суммы, необходимой для нормального удовлетворения основ¬ных жизненных потребностей граж¬дан. По некоторым оценкам, эта сум¬ма достигает 12-14 тысяч долларов США в год. В большинстве стран эта сумма и установлена в качестве нео¬благаемого налогами прожиточного минимума.
В России качественно иная картина. Для сравнения, у нас нео¬благаемая база составляет 400 руб. в месяц или чуть более 13$, и то по достижении размера совокупного дохода в 20000 руб. льгота отменяется.
Таким образом, назрела необходимость внести изменения и дополнения в существующий Налоговый кодекс для устранения этого и других недостатков.
Для решения этих задач предлагается комплексная программа по совершенствованию налогообложения физических лиц в сочетании с мерами по снижению социальных налогов, уплачиваемых предприятиями: