Введение
В настоящее время существует очень много исследований, связанных с изучением различных особенностей умственно отсталых детей, у которых стойко нарушена познавательная деятельность вследствии органического поражения головного мозга. Большинство из них посвящены изучению различных психических процессов умственно отсталых подростков. Однако в работе многих психологов С.Я. Рубинштейн (65), В.Г.Петровой (59), Ж.И. Шиф (62, 75), Я.Л. Коломинского (37) отмечено, что у умственно отсталых детей нарушаются не только познавательные процессы, но и личность в целом. Одним из показателей личностной сохранности человека является наличие его отношения к выполняемой работе и правильной оценке своих собственных возможностей и достижений.
Самооценка рассматривается в отечественной психологии как один из важнейших факторов развития личности, один из компонентов самосознания, как оценка человеком самого себя; своих отношений, действий, качеств, поступков, достижений. Формирование самооценки умственно отсталых детей изучали С.Г. Байкенов (4), Е.Де-Грееф (57), Л.С. Выготский (21,22), Н.Л. Коломинский (38), Ж.И. Намазбаева (54), П.А. Чубаров ( 74) и т.д.
В настоящее время, проблема возрастной динамики самооценки умственно отсталых подростков, остаётся актуальной, так как изучена недостаточно.
Анализ психологической литературы позволил нам выявить противоречие между необходимостью расширения и углубления знаний о специфике возрастной динамики самооценки умственно отсталых подростков и отсутствием разработанных диагностических и коррекционно-развивающих программ и приемов по оптимизации самооценки у данной категории испытуемых, направленных на формирование адекватности и устойчивости самооценки.
Глава II. Опытно – экспериментальное исследование компонентов личностной самооценки возрастной динамики умственно отсталых подростков.
2.1 Ход и результаты констатирующего эксперимента
На этапе констатирующего эксперимента нами выявлялась возрастная динамика самооценки у учащихся с нарушением интеллекта 11-14 лет. Для этого мы использовали следующие методики:
- «Дембо – Рубинштейн» (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн);
- «Нарисуй себя» (А.М. Прихожан, З. Василя Ускайте)
Рассмотрим данные методики более подробно.
1. Методика «Дембо – Рубинштейн» (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн).
Цель: определить уровень адекватности и устойчивости самооценки у умственно отсталых учащихся подросткового возраста.
- Адекватность самооценки. Сначала учащимся предлагалось оценить собственные качества, потом ту же процедуру проделывали эксперты, в качестве которых выступали классный руководитель, воспитатель данного класса и психолог.(см. Приложение 2,3)
Адекватной признавалась самооценка при полном совпадении или незначительных расхождениях в показателях самооценки и экспертной самооценки, при значимых рассогласованиях между самооценкой и внешней оценкой.
При интерпретации полученных данных определяли уровень адекватности как общей, так и частных самооценок, для этого мы анализировали среднее арифметическое значение по всем характеристикам и значение каждой предложенной характеристики.
- Уровень самооценки выявлялся путём количественного анализа результатов данной методики. Если суммарный показатель по всем характеристикам меньше 40 баллов – самооценка низкая, от 40 до 70 – средняя, больше 70 – высокая.
Сопоставляя степень адекватности и уровень самооценки мы определяли неадекватно завышенную, адекватную и неадекватно заниженную самооценку. (см. приложение 2,3)
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебник для ВУЗов. – 2-е изд. доп. – М.: Академия проект. – 2001. – с. 704.
2. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. – М., 1948. С. 101-124.
3. Анисимова О.М. Самооценка в структуре личности студента: Автореферат. Канд.дис. Л., 1984.
4. Байкенов С.Г. Экспериментальное изучение самооценки у учащихся вспомогательной школы. В сб. Вопросы патопсихологии. – М., 1970.
5. Балканов С.Г. Экспериментальное изучение самооценки учащихся вспомогательных школ //Вопросы патопсихологии. – М., 1970.
6. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников //Вопросы психологии, 2001, №4.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. М., 1988. 420 с.
8. Билевич Е.А. Обоснование умственно отсталыми школьниками своих практических действий и оценок результатов работы //Дефектология. 1974-№5- с. 26-27.
9. Бодалёв А.А. Личность и общение. – М.: 1995. – 328 с.
10. Бодалев А.А. Субъективная значимость дорогого человека и определяющие ее факторы. М., 1985. С.13-17.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 464 с.
12. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Особенности самооценки в позднем возрасте //Вести, Моск. Ун-та, Сер. 14, Психология, 1988. №1. С.23-41.
13. Бороздина Л.В.. Молчанова О.Н. Самостоятельная оценка в первой зрелости //Вест. Моск. ун-та: Сер. 14. Психология, 1990 №2. С. 24-38.
14. Бороздина Л.В. Теоретико – экспериментальное исследование самооценки.: Дисс… д-ра психол. Наук. – М., 1999. – 413 с.
15. Бороздина Л.В. Что такое самооценка //Психологический журнал. Т.13
16. Будасси С.А. Способ исследования коммерческих характеристик личности в группе //Вопросы психологии. 1971, №3. С. 138-143.
17. Варянен В.А. Особенности личных взаимоотношений между учащимися старших классов вспомогательной школы: Дис… канд. Пед. Наук. – М., 1971. – 206 с.
18. Викулова Л.В. Исследование уровня притязаний у детей олигофренов. Сб. //Экспериментальной патопсихологии. М., 1965.
19. Виноградова А.Д. Особенности личности умственно отсталого ребенка и школьника //Коррекционная работа во вспомогательной школе. Сб. науч. тр.: Л., 1978.
20. Вопросы коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми. Темат. сб. науч. тр. Алма-Ата, 1987.
21. Выготский Л.С. Основы дефектологии – СПб., - 2003.
22. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. – М. Просвещение, 1995. – 527с.