Введение
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики го-сударства является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование уровня жизни населения, стимулирование высококвалифицированного и произ-водительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.
Целью данной работы является анализ таких немаловажных проблем, как социальное неравенство в различных странах.
Среди приоритетных глобальных проблем человечества есть одна, которая как бы вбирает в себя многие другие, и в первую очередь демографическую и продовольственную проблемы. В широком смысле это проблема слаборазвитых стран мира (которые в свое время назвали развивающимися), а в более узком — проблема десятков наименее развитых и наиболее бедных государств.
Фактическое социально-экономическое неравенство отдельных стран мира уходит своими корнями в далекое прошлое: богатые и бедные страны, как и бо-гатые и бедные люди, существовали во все времена. Так что в этом отношении наша эпоха не составляет исключения.
В условиях переходного периода, когда идет процесс и развития институтов рыночной экономики, роль государства как координатора и организатора соци-ально-экономической жизни не только не должна ослабевать, но качественно со-вершенствуясь, должна усиливаться. Это объясняется тем, что развитие рыноч-ного сектора экономики не предполагает ограничения роли государства пассив-ной функцией, требует от нашего общества выработки основ принципиально но-вой политики в области занятости населения и разработки соответствующей ей модели распределения доходов. Таким образом, изучение процессов социально-го развития в европейских странах и соответственно исследование этапов соци-альной политики в странах ЕС является полезным и важным с точки зрения воз-можности применения опыта стран Европейского Союза в нашей стране.
2. Реализация Государственной социальной политики
2.1. Социальная поддержка населения – основа деятельности
муниципальных образований
Анализ практики функционирования социальной поддержки населения обу-словил следующую закономерность: если управляющая система не меняется, не адаптируется к переменам во внешних условиях, то она не может эффективно выполнять свои функции по отношению к управляемой, не достигается синхро-низация действий. В настоящее время существуют две модели управления соци-альной поддержкой населения.
В первой – экономико-социальной (пример – послевоенная Германия), - упор делается на развитие производства, экономики, чтобы за счет обеспечения занятости, выпуска конкурентоспособной продукции, высокого уровня доходов и потребления основной части населения создать ему нормальные условия жиз-недеятельности. Для тех, кто по самым разным причинам – инвалидность, ста-рость, многодетность, малодоходность, безработица и др., - относится к слабо защищенным или дезадаптированным слоям, предназначена система социальной защиты, помощи, поддержки. Иными словами, в этой концепции реализуется принцип “Сильному – работу, а слабому – заботу”.
Во второй – проблемно-социальной (пример – современная Россия), - стаг-нирующее производство усугубляет экономическое и социальное положение. Последнее пытаются выправить организационно-социальным способом, т.е. раз-вивая систему социальной защиты, помощи, поддержки. Вместе с тем, по эконо-мическим причинам и по нарастающей в числе нуждающихся в социальной под-держке оказываются люди трудоспособного возраста. И таким образом, благая идея социально-экономических реформ превращает всё большее количество лю-дей “в нуждающихся”. Данная модель содержит противоречие между намерени-ем государства развивать промышленное и сельскохозяйственное производство и неумением практически это сделать, между желанием помочь людям адапти-роваться к изменившимся условиям и ресурсной ограниченностью системы со-циальной защиты.
На фоне продолжающейся задержки выплаты заработной платы, пенсий и пособий деятельность муниципальных образований по социальной поддержке населения выполняет основную роль, поскольку именно они знают нужды и проблемы населения, проживающего на их территории. Это придаёт деятельно-сти муниципальных образований необходимую адресность и оперативность.
Список литературы
1. Бурак П.И., Рождественская И.А., Ростанец В.Г. Государственное регулиро-вание социального развития регионов. - М.: Инфра-М, 2004.
2. Гельман В.Я. Федеральная политика и местное самоуправление // Власть. - М., 2003. - №9. - С. 73-80.
3. Гордина В.Э., Павлюченко В.Г. Концепция системы минимальных социаль-ных стандартов // Уровень жизни населения регионов. - N 3. 2003.- С 4-25.
4. Иванов В.Н., Зубрилин Ю.В. Подходы к разработке региональных социаль-ных программ. М: 2003.
5. Кравченко А.М. Региональные программы социального развития в условиях формирования рынка // Российский экономический журнал. - 2004. - N 3. - С. 18-24
6. Механизм защиты социальной сферы (на примере развитых стран Запада и Японии). - М.: Наука, 2003.
7. Пирогов Г. Г., Машезерская Л.Я., Лисовский Ю.П. и др. Механизмы защиты социальной сферы. - М.: Наука, 2003.
8. Рождественская И., Шишкин С. Реформы в социально-культурной сфере: в чьих интересах? // Вопросы экономики. - 2004. - N 1. - С.33-46