Контрольная работа по теме: Социалистическая теория марксизма

Название работы: Социалистическая теория марксизма

Скачать демоверсию

Тип работы:

Контрольная работа

Предмет:

Социология

Страниц:

16 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. УЧЕНИЕ К.МАРКСА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 5

2. ТЕОРИЯ МАРКСИЗМА 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Марксизм выступает и как мировоззрение, и как наука, учение, и как идео-логия, и как метод, методология. Это целостная сложная система знаний и цен-ностных установок. Марксизм выражает разные содержательные уровни пред-ставленной в нем научной абстракции. Высший и самый общий уровень абст-ракции дает марксистская идея, идеал, прогноз, цель. Они выражают общую за-кономерную направленность и тенденцию мирового общественного и глобаль-ного цивилизационного развития к социально справедливому и гуманному уст-ройству – к социализму и коммунизму. Средний уровень абстракции представ-лен определенной марксистской научной теорией, учением о тех или иных про-цессах диалектического развития природы, общества и мышления, обобщаю-щей реальные изменения в объективной и субъективной действительности (на-пример, теория классов и классовой борьбы, учение о государстве и др.). Низ-ший уровень абстракции выражен в материалах, суммирующих и обобщающих реальные данные о совершающихся объективных процессах, например, о росте капитала, изменениях в заработной плате, в положении рабочих, которых много в “Капитале” К.Маркса и других работах и которые сами по себе не содержат теоретических обобщений в виде научных концепций.

Все эти уровни научной абстракции присутствуют в марксизме, органично связаны между собой, выражая как процесс абстрагирования, обобщения путем перехода от конкретного и единичного к общему, от менее общего к более об-щему, абстрактному, так и Марксов метод восхождения от абстрактного к кон-кретному, посредством которого абстрактное мышление усваивает объектив-ную конкретность во всем ее многообразии, сложности и расчлененности и воспроизводит ее в связанной и целостной научной теории.

2. ТЕОРИЯ МАРКСИЗМА

Социология марксизма — это теория социаль¬ного развития общества, соз-данная К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине — второй по¬ловине XIX в. Ее место и роль в истории социологической мысли определяются тем, что функ-ционирование обще¬ства, сознание и поведение живущих в нем людей анализи-руются, прежде всего, через призму материальных усло¬вий их жизни, через противоречия и конфликты в реально существующем способе производства.

Следует прежде всего отметить два принципиаль¬ных соображения.

Первое. Их идеи рассматриваются в контексте социокультурных ценно-стей того времени и пространства, где и когда они жили. Поэтому неправомер-но отождествлять их воззрения с ленинизмом, сталинизмом, троцкизмом, мао-измом и т.д., где используются авторитет и отдельно взя¬тые идеи марксизма как средство привести в жизнь полити¬ческие идеи самого разного толка. Сло-вом, есть социология марксизма и множество постмарксистских течений, школ, которые называются марксистскими.

Второе. Маркс и Энгельс одними из первых стали ис¬пользовать эмпириче-ские социологические исследования в своих теоретических работах — «Анкета для рабочих», «Положение рабочего класса в Англии» и др.

Принципиальный вопрос, имеющий для социологии первостепенное зна-чение, — это вопрос о взаимодействии материальных и духовных ценностей в жизни общества. Маркс выдвинул и обосновал ту незави¬симую переменную, которая, по его мнению, играет реша¬ющую роль, — способ материального про-изводства. При этом он отстаивал положение о первичности бытия по от¬ношению к общественному сознанию не в смысле появле¬ния во времени снача-ла первого, а затем второго, а в пла¬не признания решающей роли первого в процессе взаимо¬действия. Отправным пунктом анализа всех обществ для Мар-кса являлось выяснение состояния производительных сил, научного и техниче-ского знания, материальных отно¬шений между людьми. Идеи же, субъективные чаяния лю¬дей отражение прежде всего этих отношений и поэтому не могут вы-ступать в качестве главного, решающего фак¬тора общественных перемен. «Способ производства мате¬риальной жизни, — отмечал Маркс в работе «К критике политической экономии (Предисловие)», — обусловлива¬ет социаль-ный, политический и духовный процессы жиз¬ни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их созна¬ние».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андерсон П. Размышления о западном марксизме. На путях исторического материализма. - М., 1991.

2. Бузгалин А.В. Переходная экономика (Курс лекций по политической эконо-мии). - М., 1994.

3. Вазюлин В.А. Логика истории. Вопросы теории и методологии. - М., 1988.

4. Долгов В.Г., Ельмеев В.Я., Попов М.В. Уроки и перспективы социализма в России. - СПб., 1997.

5. Курашвили Б.П. Куда идет Россия? - М., 1991.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. – М.: Политиздат, 1979.

7. Славин Б.Ф. После социализма... Метаморфозы российской политики конца XX века. - М., 1997.

Похожие работы на данную тему