ВВЕДЕНИЕ
Вопросы эффективного руководства вызывали интерес людей с давних времен, однако, систематическое, целенаправленное их изучение началось только со времен Ф. Тейлора. За это время было проведено много исследова-ний. Тем не менее, до сих пор не существует полного согласия по поводу того, какой стиль руководства считать наиболее эффективным.
Вопрос выбора эффективного стиля руководства особенно остро стал в по-следние годы. Возникшие на рубеже 70-80-х годов застойные явления в обще-ственном производстве самым непосредственным образом были связаны с серьезными изъянами в управлении и, прежде всего в работе с кадрами.
Сейчас создаются новые, исключительно благоприятные возможности для становления высокорезультативного стиля руководства, что до недавнего вре-мени сдерживалось, в частности, слабостью демократических начал в управле-нии, господством коммерческо-бюрократических приёмов работы, отсутствием должной личной ответственности и прочими недостатками.
Целью настоящего исследования является установление связи между сти-лем руководства и лидерства в группе, как в теоретическом плане, так и в прак-тике управления на примере деятельности заместителя председателя Первомай-ского районного суда г.Ижевска.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
изучение теорий лидерства и стилей руководства;
выявление критериев оценки эффективности труда руководителя и её влияние на результаты деятельности организации;
определение результатов практического применения стиля руководства и его влияние на эффективность управления.
Объектом исследования стали управленческие отношения, взаимодействие руководителя с подчинёнными и их действие по пути к достижению целей ор-ганизации.
Предметом исследования является теория и практика стиля руководства и оценка психологических (социальных) и психологических (экономических) критериев эффективности труда.
В данном исследовании рассмотрено многообразие определений понятия лидерства и руководства, которые встречаются в современной научной литера-туре по управлению, это многообразие определений свидетельствует о сложно-сти психологического явления, отраженного в них.
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1. Проблема исследования: Недостаток информации о влиянии стиля руково-дства и управления на общие итоги деятельности руководителей предпри-ятий и учреждений.
2. Цель исследования: Изучение основных тенденций и закономерностей в мнении подчиненных о стиле управления своего руководителя. Выработка конкретных рекомендаций, полученных на основе данного исследования, для создания более благоприятных условий для руководства коллективом.
3. Задачи исследования: Выявление основных тенденций и закономерностей в мнении подчиненных о стиле управления своего руководителя. Сбор и обобщение предложений подчиненных об изменениях в стиле управления своего руководителя. Определение и ранжирование изменений и тенденций в работе руководителей. Выделение и ранжирование внешних и внутренних факторов, оказывающих отрицательное влияние на деятельность руководи-теля в зависимости от стиля его управления.
4. Объект исследования и его конкретизация: Сформулированной выше проблеме в качестве объекта исследования соответствует заместитель пред-седателя Первомайского районного суда г.Ижевска, в котором и проводится данное исследование.
5. Единицы наблюдения: средний и низший персонал Первомайского район-ного суда г.Ижевска.
6. Единицы учета: средний и низший персонал Первомайского районного су-да г.Ижевска.
7. Предмет исследования: Предметом данного исследования является изуче-ние основных тенденций и закономерностей в мотивациях и конечных ре-зультатах деятельности руководителей высшего звена в зависимости от сти-ля руководства и управления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вачугов Д.Д. Венегин В.Р. Менеджер и стиль руководства. // Социал.-полит. журн. - 2004, №7. – с.99.
2. Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной компании): Пер.с англ. – М.: ИНФРА-М, 2003.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. – М.: Гарда-рика, 2003.
4. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 2004.
5. Журавлев А.А. Стиль в современной психологии управления. - М.: Эконо-мика, 2003.
6. Кнорринг В.И. Искусство управления: - Учебник. – М.: Издательство БЕК, 2003.
7. Леонтьев А.Н. Психология руководителя. – М.: Наука, 2002.
8. Майкл Мескон. Основы менеджмента. - М.: Экономика, 2003.
9. Стиль и методы руководства: Сборник /сост. Попов С., Подволкий Г. - М.: Экономика, 2002.
10. Стиль работы и образ жизни руководителя: анализ проблемы, рекомендации. Сокр.пер. с нем. / Рук.авт.колл. К. Ладензак. – М.: Экономика, 2002.
11. Стремякова И.Р. Моральная атмосфера: Теоретико–методологические аспек-ты. – Новосибирск: Наука, 2003.
12. Стремякова И.Р., Лебедко М.П. Менеджмент: краткий курс в 320 информа-тивных и структурно-логических схемах. – Новосибирск: Наука, 2003.
13. Толочек А.В. Стилевые характеристики и взаимодействия руководителей в управленческой структуре. // Вестник Московского университета. Сер.14, психология. 2003. №3, стр.11.
14. Уинслоу Телор Фредерик. Менеджмент. - М.: Республика, 2000.
15. Уткин Э.А. Профессия – менеджер. – М.: Экономика, 2003.
16. Уткин Э.А. Управление компанией. - М.: ЭКМОС, 2002.
17. Якокка Ли. Карьера менеджера. Пер. с англ. / при участии У.Новака. - М.: Прогресс, 2003.