Введение:
Актуальность темы. Тема лидерства является ключевой для многих сфер жизни человека: бизнеса, политики, спорта. По разным определениям лидерство — это способ влияния и управления. Для многих лидер — это предводитель, вперёд смотрящий, руководящий людьми и двигающий к цели.
Лидер формирует видение, ставит цели, задачи. Лидер должен не только осознавать это видение для себя, но и уметь мотивировать людей на достижение целей, уметь объяснять, почему это важно, зачем это нужно и что это даст в будущем.
Если переносить теории лидерства в сферу бизнеса, то, вообще говоря, лидер не всегда является руководителем и наоборот. Руководитель — это часто формальная должность, выполняющая контролирующие и координирующие функции, а лидерство — это, скорее, психологический феномен. Хорошо, когда руководитель занимает лидирующую позицию и является вдохновителем и мотиватором коллектива, за которым хочется идти к достижению новых целей и взятию новых высот. Но часто это не так. Руководитель занимает исключительно менеджерскую позицию, в то время как лидером в коллективе является совершено другой человек.
Каждому руководителю полезно быть лидером, потому что лидер является авторитетом в коллективе, а, следовательно, он затрачивает значительно меньше усилий для управления и делегирования. Лидеру доверяют и его примеру следуют. Значит, большая часть внутренней информации в коллективе проходит через него, а, следовательно, у него значительно больше обратной связи. Он знает о том, что происходит в коллективе, и с большей вероятностью может предусмотреть различные ситуации и заранее спрогнозировать их решение.
Лидерство является неотъемлемой частью современного бизнеса. Именно лидеры и инноваторы развивают новые бизнес-подходы, расширяют горизонты и создают видение современного бизнеса на десятки лет вперёд.
Проблема лидерства была поставлена и разрабатывалась в советской психологической литературе еще в периоде 1920-30-х годов в исследованиях С. О. Лозинского, Е. А. Аркина, А. С. Залужного, П. Л. Загоровского и других. За последнее время наметилось значительное возрастание интереса к проблеме лидерства. Это объясняется логикой исследований микросреды, малых групп, которая с неизбежностью приводит к установлению факта групповой дифференциации, что, в свою очередь, позволяет увидеть значение и роль вожаков, организаторов и лидеров контактных групп.
Актуальность данной курсовой работы объясняется новыми тенденциями в области управления организацией и важностью лидерства для эффективного развития компании.
Целью курсовой работы является выявление роли лидера в современной организации.
Цель работы обусловила формулировку задач исследования:
1. Изучить понятие, природу и функции лидерства.
2. Определить различия понятий “лидерство” и “руководство”.
3. Выявить особенности и способы достижения статуса лидера.
Глава 2:
Проводимое исследование выявило, что чем выше выраженность лидерских качеств, тем больше менеджеры склоняются к авторитарному или демократическому стилям управления.
Для деятельности генерального директора характерен авторитарный стиль управления, а второму лидеру организации – руководителю отдела персонала - присущ демократический стиль управления.
Для демократического стиля лидерства можно считать характерным делегирование полномочий и частичную передачу ответственности за принятие решений команде. Для авторитарного — полный контроль над ситуацией, окончательное принятие решений остаётся за руководителем, руководство централизованно .
Итак, можно сделать вывод, что в исследуемой организации существует смесь двух разных стилей управления. Авторитарный стиль осуществляется генеральным директором, а руководитель отдела персонала склоняется к авторитарному руководству.
2. 2. Определение роли лидера
В результате исследования деятельности компании «Дельтакод» были выявлены два лидера: генеральный директор и руководитель отдела персонала. Основные функции лидеров компании “Дельтакод” представлены в таблице 4.
Заключение:
Целью курсовой работы являлось выявление роли лидерства в современной организации.
В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты лидерства в современной организации. В частности, раскрыты понятие, природа и функции лидерства; представлены сходства и различия понятий “лидерство” и “руководство”; определены особенности и способы достижения статуса лидера.
Вторая глава посвящена практическому исследованию лидерства в современной организации на примере компании «Дельтакод», занимающейся реализацией компьютерной техники и комплектующих, периферийных устройств и расходных материалов к ним, а также оказание услуг по обслуживанию и ремонту персональных компьютеров. Первый этап исследования был направлен на выявление лидера данной компании. На втором этапе была определена роль лидера в организации.
В результате проведенного исследования был сделан ряд выводов:
1. Под лидерством принято понимать один из процессов организации и управления малой социальной группой, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом, детерминированный господствующими в обществе социальными отношениями. Основные функции лидера носят компенсаторный характер, в частности: функция интегратора (объединителя группы или общности), функция персонификации функционально-ролевых отношений в организации, поддержка инициативы проявления лидерства.
2. В исследуемой компании «Дельтакод» были выявлены два лидера: формальный – генеральный директор и неформальный – руководитель отдела персонала. Оба лидера занимают руководящие должности, соответственно, оба являются управленческими лидерами. В то же время для лидеров характерны разные стили управления: авторитарный – для формального лидера и демократический – для неформального лидера. Для демократического стиля лидерства можно считать характерным делегирование полномочий и частичную передачу ответственности за принятие решений команде. Для авторитарного — полный контроль над ситуацией, окончательное принятие решений остаётся за руководителем, руководство централизованно. Демократический стиль наиболее подходящий для формирования командных взаимоотношений, поскольку формирует доброжелательность и открытость взаимоотношений как между руководителем и подчиненным, так и между самими подчиненными.
3. Роль обоих лидеров компании “Дельтакод” – генерального директора и руководителя отдела персонала – заключается в: создании определенности и предсказуемости внешней среды для коллектива; мотивации сотрудников на достижение общих целей; организации и координации действий сотрудников для достижения общих целей; развитии у каждого сотрудника приверженности к трудовому коллективу. Особенности взаимодействия двух лидеров компании «Дельтакод» с сотрудниками, обусловленные занимаемыми должностями и применяемым стилем управления, определяют различия в той роли, которую лидеры играют в организации. Генеральный директор, как инструментальный лидер обладает наибольшими знаниями и компетентностью, необходимыми для решения групповых задач и достижения целей. Руководитель отдела персонала, как экспрессивный лидер - лидер, влияющий на эмоциональную атмосферу группы благодаря способности выражать интересы, мнения, настроение группы, уменьшать напряжение, представлять имидж группы за ее пределами.