Введение.
В гражданском обороте, основанном на рыночных отношениях, защита прав потребителей в сфере оказания услуг занимает особое место. Правовые нормы, посвященные защите прав потребителей, являются важной правовой гарантией охраны их интересов.
В данной работе я анализирую обязательство по оказанию услуг потребителю, проблемы защиты прав потребителя при его нарушении, судебную практику. Данная тематика в цивилистической литературе затрагивалась многими авторами. Вместе с тем в науке гражданского права специальных работ монографического характера, посвященных исследованию проблемным вопросам защиты прав потребителя при оказании услуг не так много, большинство существующих современных работ носят скорее информативный характер, а не научный.
Однако данная проблема требует сегодня всестороннего изучения с учетом практики применения новейшего законодательства о защите прав потребителя, а также с учетом того, что многие аспекты все еще не получили надлежащего законодательного урегулирования. Что же касается имеющихся правовых решений, то они в ряде случаев нуждаются в развитии и совершенствовании. Сказанное дает основание для утверждения, что тематика данной работы должна быть отнесена к числу актуальных проблем науки гражданского права, представляющая несомненный научный и практический интерес.
§.2 Правовые акты Правительства
Правовая основа принятия иных правовых актов, помимо ГК и Закона, регулирующих отношения в сфере услуг закреплена правилами п.2 ст.730 ГК, которые применяются к услугам, п.4 ст.426 ГК и ст.38 Закона, уполномочивающие Правительство Российской Федерации издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Наряду с федеральными законами большое значение в регулировании отношений в области защиты прав потребителей имеют утверждаемые Правительством РФ правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг. Объединение в гл. 39 ГК всех договоров возмездного оказания услуг, кроме выделенных в самостоятельные типы, отнюдь не ис¬ключает присущих отдельным договорам услуг особенностей. От¬меченное обстоятельство потребовало обеспечить, не выходя за рамки гл. 39, также и специальное регулирование определенных не поименованных в ГК видов договоров услуг. Отвечая указанной потребности, появились акты, посвященные отдельным из них.
Примерами могут служить утвержденные в разное время Пра¬вительством РФ Правила предоставления гостиничных услуг от 27 апреля 1997г.1, Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бы¬товых отходов от 19 октября 1997г.2, Правила оказания услуг телефонной связи от 26 сентября 1997г.3, Пра¬вила оказания услуг проводного вещания (радиофикации) от 26 сентября 1997г.4, Пра¬вила оказания услуг почтовой связи от 26 сентября 1997г.5, Правила оказания платных ветеринарных услуг от 6 августа 1998г.6, Правила оказания услуг телеграфной свя¬зи от 28 августа 1997г.7. Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, от 15 августа 1997г.8 Правила, издаваемые в развитие транспортных уставов и кодексов, утверждаемые Правительством Российской Федерации, соответствующими транспортными министерствами, ведомствами, и многие другие.
Иногда правила перевозок дублируют транспортные уставы. Так, к примеру, порядок оказания услуг по перевозке пассажиров и хранению ручной клади, ранее установленный разделом пятым ТУЖД повторяет раздел третий «Правил казания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте» от 11 марта 1999 г. , На мой взгляд, подобное дублирование нормативных актов друг другом является нецелесообразным.