Введение:
Человек в течение своей жизни неоднократно вступает в различные отношения. Покупая продукты или товары, пользуясь услугами, заказывая выполнение каких-либо работ, подписываясь на газеты или журналы, он выступает в роли потребителя и имеет соответствующие права. Производители товаров и исполнители услуг, действующие ради получения прибыли , должны нести ответственность за качество своей продукции(работ, услуг).
Дипломная работа ставит своими целями:
- обобщить практику применения законодательства о защите прав потребителей органами государственной исполнительной власти, судебной системы, органами местного самоуправления, общественными организациями потребителей;
- оценить тенденции в сфере обеспечения безопасности и качества товаров (работ, услуг);
- проанализировать особенности реализации законодательства о за¬щите прав потребителей при оказании отдельных видов услуг.
В гражданском обороте, основанном на рыночных отношениях, защита прав потребителей в сфере оказания услуг занимает особое место. Правовые нормы, посвященные защите прав потребителей являются важной правовой гарантией охраны их интересов.
Глава 4:
Едва ли не ежедневно каждый из нас вступает в отношения, свя¬занные с удовлетворением различных бытовых нужд. Поку¬пая продукты или туристическую путевку, сдавая обувь в ремонт, получая консультацию врача, мы не обращаем вни¬мания на правовую сторону этих отношений. Необходимость оценки своих действий как потребителя ус¬луг и действий исполнителя с точки зрения закона возникает, к сожалению, лишь после нарушения каких-либо прав.
Ни в одной цивилизованной стране потребитель не явля¬ется таким незащищенным, как в России. Пострадать мож¬но не только от продавца, но и от закройщика, телевизион¬ного мастера, врача или экстрасенса.
Гражданская ответственность занимает важное место в ряду правовых средств, обеспечивающих защиту прав по¬требителей. В условиях перехода к экономике рыночного типа роль гражданской ответственности значительно повышает¬ся, поскольку основной ее целью является восстановление нарушенной имущественной сферы потерпевшего лица.
Гражданская ответственность представляет собой один из видов юридической ответственности и представляет собой такие санкции, которые применяются к правонарушителю в виде возложения на него дополнительных гражданско-правовых обязанностей.
Одной из форм гражданско-правовой ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 330 ГК является неустойка. Неустойка (штраф, пени) — определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору (потребителю) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Для взыскания неустойки достаточно установления факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Доказывание причинения при этом убытков не требуется. Неустойка, предусмотренная законом (законная неустойка) в отличие от неустойки, установленной договором договорная неустойка), подлежит взысканию независимо от включения условия в договор о неустойке (ст. 332 ГК).
Заключение:
Результаты работы в области защиты прав потребителей позволяют констатировать, что происходит качественно новый поворот в сторону укоренения целостной системы, способной адекватно представлять и защищать законные права и интересы граждан-потребителей.
Эффективность применения законодательства о защите прав потреби¬телей и контроль за его соблюдением требуют не только наличия доброт¬ной законодательной базы, но и поступательного формирования потреби¬тельской политики, вбирающей в себя правовое, организационное, инфор¬мационное, просветительское и ряд других направлений. В этой связи существенно усиливается координирующая роль антимонопольных органов в выработке и реализации согласованных действий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций потребителей в проведении потребительской политики на федеральном и региональном уровнях.
Позитивное влияние на эти процессы, несомненно, оказала расширяюща¬яся практика создания и реализации в субъектах Российской Федерации региональных программ по защите прав потребителей.
Все большую актуальность приобретают проблемы взаимной корреляции конкурентной и потребительской политики с ориентацией на интересы ко¬нечного потребителя. В первую очередь это касается продукции и услуг, предоставляемых предприятиями отраслей, относящихся к естественным мо¬нополиям, с неразвитой конкуренцией, производящих товары народного потребления. Однако и в сложившихся условиях, при несовершенной еще конкуренции во многих секторах потребительского рынка, отсутствии устойчивых стереотипов цивилизованного рыночного поведения, потребитель¬ское законодательство в основном позволяет обеспечивать защиту прав потребителей.