Введение
В настоящее время, в процессе становления в России рыночной экономики, ее устойчивого развития и следуемого из этого повышения инвестиционной привлекательности нашей страны для иностранных компаний, складывается благоприятная ситуация для развития бизнеса, одновременно возрастает и конкуренция между компаниями. Перед менеджерами стоит задача гибко реагировать на меняющиеся и возрастающие запросы рынка, отслеживать действия конкурентов, учитывать динамику внутренней и внешней среды предприятия, принимать решения с учетом фактора неопределенности и предпринимательского риска, осуществлять стратегическое планирование развития организации на долгосрочную перспективу. Это обеспечивает успешность компании не только в настоящий момент времени, но и в будущем. Так формируется новый тип руководителя, который организует бизнес-процесс в соответствии с жесткими законами рыночной конкуренции, основываясь на научный управленческий подход, а времена интуитивного менеджмента остаются в прошлом, поскольку объемы бизнеса, скорость изменений в нем, ответственность перед большим числом персонала и инвесторами не позволяют обходится без всестороннего и глубокого изучения ситуации.
Актуальность данной работы вытекает из сказанного, овладение основами теории и методики стратегического планирования, анализа ситуации составляет важный элемент подготовки специалистов в области управления организациями.
Тема работы "Формирование стратегических целей развития предприятия (организации, фирмы) на основе ситуационного анализа" раскрывается на примере ОАО "Хлебпром".
Цель работы: сформировать стратегические цели развития ОАО "Хлебпром" с учетом данных ситуационного анализа.
Ситуационный анализ складывается из аналитики факторов внутренней среды предприятия, финансово-экономическим отражением которой служит годовая бухгалтерская отчетность предприятия, и внешней среды, которая характеризует состояние рынка данной отрасли промышленности.
Объект исследования – бухгалтерская отчетность ОАО "Хлебпром", факторы конкурентного преимущества (как факторы внутренней среды), статистические данные о состоянии рынка кондитерских изделий (как факторы внешней среды).
Предмет исследования – влияние текущих факторов внутренней и внешней среды предприятия на формирование стратегических целей.
Для достижения цели исследования выделены задачи, которые определяют логику построения работы:
1. Определить сущность стратегического планирования на предприятии проанализировав литературу по данной теме.
2. Охарактеризовать текущее состояние факторов внутренней среды предприятия при помощи методов финансового анализа и анализа конкурентных преимуществ.
3. Представить состояние сферы пищевой промышленности на основе анализа статистических данных.
4. Обобщить полученные при решении предыдущих задач данные и сформировать вариант стратегического плана развития ОАО "Хлебпром"
Для достижения поставленной цели и решения выделенных задач использовались следующие методы: анализ научной литературы, периодических изданий, статистических данных, бухгалтерской отчетности, реферирование, обобщение.
Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования и методика ситуационного анализа
1.1. Понятие и функции стратегии, стратегического плана
Под стратегическим планированием деятельности организации понимается определение основных укрупненных долгосрочных целей и задач организации, принятие курса действий и размещение ресурсов, необходимых для выполнения этих целей.
В стратегии предприятия отражены основные цели компании, такие как расширение доли рынка, рост прибыли, проведение передовых научно-технических исследований, обеспечивающих высокую конкурентоспособность и т. д. Стратегическое планирование определяет исходные предпосылки для оперативного планирования. Эти предпосылки должны систематически выверяться таким инструментом, как стратегический контроль. Стратегическое планирование устанавливает ориентиры для будущей деятельности предприятия, включая продолжение уже сложившихся направлений развития и определение новых ключевых направлений бизнеса. На основе стратегии разрабатываются краткосрочные планы и планы отдельных подразделений предприятия.
Библиографический список
1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2002.
2. Анискин Ю.П., Павлова А.М. Планирование и контроллинг: Учебник. - М.: Омега-Л, 2003.
3. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: Учеб¬ник. - М.: ИНФРА-М, 2005.
4. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рын¬ка: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2004.
5. Большаков А.С, Михайлов В.И. Современный менеджмент: тео¬рия и практика. 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Питер, 2002.
6. Большой экономический словарь/Под ред. А.Н. Азрилияна. 6-е изд., доп. — М.: Институт новой экономики, 2004.
7. Бородушко И.В., Васильева Э.К. Стратегическое планирование и контроллинг. – СПб.: Питер, 2006.
8. ГрузиновВ.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2005.
9. Друкер П. Практика менеджмента/Пер. с англ. — М.: Издательский дом "Вильяме", 2003.
10. Егоров Ю.П., Варакута С.А. Планирование на предприятии. — М.:Инфра-М.,2001.
11. Климов С.М., Костевят А.Н. Контроллинг: вопросы теории и практики: учебное пособие. – СПб.: Знание:ИВЭСЭП, 2005.
12. Ковалев В.В. Финансовый анализ. — М.: Финансы и статисти¬ка, 2002.
13. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. 11-е изд. – СПб.: Питер, 2005.
14. Кэмпбел Д., Стоунхаус Д., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент: учебник/Пер. с англ. Н.И.Алмазовой. –М.: Проспект, 2003.
15. Маркетинг. Словарь/Под ред. Азоев Г.Л. и др..- М., 2000.
16. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с агл./Общ. Ред. И вступ.ст. Л.И.Евенко. – М.: Дело, 1996.
17. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие/Под ред. Т. Г. Морозовой, А. В. Пикулькина. — М.: Юнити-Дана, 1999.
18. Розенберг Дм. Бизнес и менеджмент. Терминологический сло¬варь. - М.: Инфра-М, 1997.
19. Стратегический менеджмент/Под ред. А.Н.Петрова. – СПб.:Питер, 2005
20. Стратегический менеджмент: Учебник/Пер. с англ. Н.И. Алмазовой. — М.: ООО "Издательство Проспект", 2003.
21. Сухова Л.Ф., Глаз В.Н., Чернова Н.А. Анализ финансового состояния и бизнес-план торговой организации потребительской кооперации: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006.
22. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: учебник для вузов/Пер. с англ. – М: Инфра-М, 2001.
23. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. 6-е изд., испр. и доп. — М.: Дело, 2004.
24. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. - М.: ИНФРА-М, 2006.
25. Экономика предприятия / Пер. с нем. под ред. Ф. К. Беа, Э. Дихтла, М. Швайтцера. — М.: Инфра-М, 2001.
26. www.adamsmithconferences.com
27. www.gks.ru
28. www.icecream.ru
29. www.kommersant.ru
30. www.rbc.ru
31. www.research.rbc.ru