ВВЕДЕНИЕ
С психологической точки зрения толерантность понимается как активное действие человека, проявляемое посредством терпимости в ситуациях межличностного общения на основе установки на познание, понимание, и положительной направленности в принятии других людей.
Проблема толерантности, толерантного отношения в последнее время становится все более актуальной. Большое внимание уделяется изучению толерантности, как условия, обеспечивающему своеобразие взаимодействия в педагогическом процессе, характеру этих отношений; а так же толерантного отношения родителей к детям. Наблюдается востребованность исследований по разным проблемам толерантности: межэтническая, межнациональная толерантность, воспитание и формирование толерантности.
Ведущим механизмом формирования толерантности является терпение, в основе которой лежат такие волевые качества личности, как выдержка, самообладание и самоконтроль; терпеливость, о которой говорят как о длительности поддержания волевого усилия (В.К.Калин); и эмоциональная устойчивость.
Одним не менее важным компонентом в повседневной жизни человека тесно связана толерантность супружеских отношений.Принятие друг друга, осознание себя через другого с позиции формирования толерантности.
Исходя из этого, возникает потребность в изучении связи между супругами и развитие психологической толерантности в супружеских отношениях.
Цель нашего исследования: развитие психологической толерантности у супругов.
Объект исследования: индивидуально – личностные особенности супругов.
Глава 2. Психологический анализ супружеских
отношений
Семья – это группа связанных отношениями брака и родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности. Семья - древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько людей самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени насчитывающего десятки лет, то есть на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникнуть споры. Почти во всех обществах начальная стадия возникновения семьи связана с помехами, различными испытаниями и подготовительными мероприятиями, в ходе которых будущие супруги проверяют правильность выбора партнера.
Брак- это совокупность социальных норм, которые регулируют создание мужчиной и женщиной семьи, а также систему их взаимных прав и обязанностей.
Библиографический список используемой литературы.
1. Асмолов А.Г. Мы обречены на толерантность // Семья и школа. - 2001. - № 11/12. - С.32 – 35.
2. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М. : Вербум – М, 2003. – 166с.
3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М. : 1996, - 320с.
4. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). – М. : 2003, - 126с.
5. Бояринцев В.П. Структурно-функциональный анализ динамических проявлений саморегуляции поведения человека // Психология активности и саморегуляции поведения и деятельности человека. Свердловск, 1989. – 40с.
6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб. :Питер, 1999. – 528с. (Серия «Мастера психологии»).
7. Васильев И.А., Магомедов-Эминов. Мотивация и контроль за действием. – М. : Изд-во МГУ.,1991. – 144с.
8. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О.Ю. Ермолаев. – 2-е изд., испр. –М. : Флинта,2003. – 336с.
9. Зейгарник Б.В. Теория личности К.Левина: М. : Изд-во Московского университета, 1981. – 117с.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н /Д., 1997. - 384с.
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – 2-е изд., испр. – М. : Логос, 2001. – 384с.
12. Зиновьев Д.В. Социокультурная толерантность–сущностные характеристики // Парадигма. – 1998. - № 1. – С. 50-61.
13. Знаков В.В. Понимание в познании и общении / РАН. – М. : ИП РАН, 1994. – 325с.
14. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции, М.,1998. – 142с.
15. Иванников В.А., Эйдман Е.В. Структура волевых качеств по данным самооценки // Психологический журнал. – 1990. - № 3. – С. 39-50.
16. Иванников В.А. К сущности волевого поведения // Вопросы психологии. – 1985. - № 3. – С. 47-56.
17. Ильин Е.П. Психология воли . СПб. : Питер,2000
18. Клепцова Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция. – М., 2005, - 191с.
19. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляционной деятельности. – М., 1980. – 255с.
20. Краткий психологический словарь / Под. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М. : Политиздат.,1985.
21. Крупник Е.П., Лебедева Е.Н. Психологическая устойчивость личностных конструктов в период взрослости // Психологический журнал. – 2000. - № 6. – С. 11.
22. Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. – 1981. – Т.2, № 5. – С. 11
23. Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. – СПб., 1997. – 356с.
24. Макарушкина М.А., Эйдман Е.В., Иванникова В.А. Проблема воли в зарубежной психологии // Вопрсы психологии. – 1988. - №3. – С. 145-151.
25. Маклаков А.Т. Общая психология. – СПб. :Питер,2000. – 592с.
26. Милюхин К.В. Опережающее отражение в саморегуляции личности / автореф. : Чебоксары, - 2004. – 23с
27. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. – М., 1998. – 192с.
28. На пути к толерантному сознанию /Отв. Ред. А.Г. Асмолов. – М. : Смысл, - 2000. – 255с.
29. Петренко В.Ф., Митина О.В., Бердников К.В., Кравцова А.Р., Осипова В.С. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости. – М. : Смысл, 2000. – 73с.
30. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учеб. пособ.. – Самара: Издат. Дом «Бахрам – М», 2000. – 672с.
31. Рогов Е.И. Эмоции и воля. – М.,1999. – 240с.
32. Рождерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. М.Исениной; Общ. ред. И.Е. Исенина. – М. : Прогресс, 1994. – 479с.
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб. : Питер, 2000. – 720с.
34. Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспект темперамента человека // Психологический журнал. – 1989. - №1. – С. 10-21.
35. Рюмшина Л.И. Библиотека психологии и педагогики толерантности // Вопросы психологии. – 2002. - № 2. – С. 130-131.
36. Селиванов В.И. Психология волевой активности. – Рязань, 1974. – 150с.
37. Селиванов В.И. Избранные психологические произведения. – Рязань,1992. – 576с.
38. Смирнов Б.М. О разных подходах к проблеме воли в психологии // Вопросы психологии. – 2004. - № 3. – С. 64-70.
39. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. – М. : изд-во «Инс-т практ. псих.», Воронеж. : НПО «МОДЭк»., 1998. – 256с.
40 Солдатова Г.У. Научная конференция «Толерантность – норма жизни в мире разнообразия» // Вопросы психологии. – 2002. - № 1. – С. 132-135.
41. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. – М. :Генезис, 2000. – 112с.
42. Степанов П.В. Воспитание детей в духе толерантности // Классный руководитель. – 2002. - № 2. – С. 18-20.
43. Степанов П.В. Толерантный человек: как его воспитать? // Народное образование. – 2001. - № 6. – С. 152-156.
44. Уолцер М. О терпимости: Пер. с англ. И. Мюрнберг. – М. : Идея, 2000. – 160с.
45. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование . – М. : Парадигма,1982. – 208с.
46. Шапкин С.А. «Экспериментальное изучение волевых процессов»., М. : Смысл ИПРАН., 1997. -140с.
47. Шейнов В.П. Женщина плюс мужчина.М.2006.
48.Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности.М., 1996.-255с.
49. Пустыльник Е.И. Статистические методы анализа и обработки наблюдений. М. Д968-237с.
50. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. СПб. : Издательство СПб, 1998-164с.
51. Гласе Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии . М. : Из-во Прогресс, 1976-93с.