Введение
В словаре иностранных слов «карьера» истолковывается как успешное продвижение в области общественной, служебной, научной и др. деятельности или как род занятий, профессия. Наверное, для всех очевидно, что когда говорят о карьере, то прежде всего имеют в виду продвижение человека в какой-то конкретной области деятельности как личности и как субъекта деятельности. Но поскольку при этом присутствует оценка успешности продвижения человека в деятельности, которой он занят, то это означает объективирование данного феномена в общественном мнении, сопоставляющем достигнутые человеком результаты с неким эталоном успешности, сложившимся у объединения людей — создателя, носителя и выразителя общественного мнения. Но сказанное является лишь исходной и чисто внешней констатацией слагаемого явления «карьера», анализируемого в этой главе, а при более внимательном взгляде в нем обнаруживается очень сложная с психологической точки зрения изнанка.
На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.
Процесс профессионального самоопределения включает раз¬витие самосознания, формирование системы ценностных ориен¬тации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопреде¬ление человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и дея¬тельности. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его про¬фессиональное самоопределение и профессиональный выбор.
Глава 2. Исследование выбора профессиональной карьеры и особенности Я-концепции в юношеском возрасте.
2.1 Алгоритм эмпирического исследования, обоснование выборки и методов эмпирического исследования
Для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров в эмпирической части исследования теоретическая гипотеза преобразуется в статистическую.
Гипотеза: существуют статистически значимые различия в Я-концепции при выборе профессиональной карьеры у юношей и у девушек из различных образовательных сред.
В исследовании, проводившемся в марте-мае 2006 года, приняли участие 120 человек 11-х классов в возрасте 16-17-ти лет. Базой для проведения исследования явились МОУ общеобразовательная средняя школа №2 г.Тавды (60 учащихся) и общеобразовательная средняя школа №163 г.Екатеринбурга (60 учащихся).
Для эмпирической части исследования были выбраны следующие диагностические методики:
• Для изучения профессионального самоопределения:
А. Опросник Э.Шейна «Якоря карьеры».
Б. Сочинение учащихся «Мое представление о будущем».
• Для изучения Я-концепции:
В. Я-концепция Р.Бернса (шкала самовосприятия).
Г. Сочинение «Счастлив я или нет?»
Описание методик.
Опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна выявляет предпочтения в выборе профессионального пути и построении карьеры. Он содержит 41 вопрос по 10-балльной шкале (1 балл – «совершенно неверно» или «совершенно не согласен», 10 баллов – «исключительно важно» или «полностью согласен»). Ответы вносятся в ответный лист в клеточку с соответствующим номером. Опросник заполняется без ограничения времени, приблизительно за 10 минут. Если в процессе работы у испытуемого возникнут вопросы, то экспериментатор должен дать разъяснения. Опросник содержит восемь диагностических шкал измерения карьерных ориентаций (якорей карьеры). По каждой карьерной ориентации подсчитывается количество баллов. Для этого баллы суммируются и делятся на количество вопросов – 5 (для ориентации «стабильность» - 3 и 3). Самый высокий показатель – 10, самый низкий – 1. Полученное значение свидетельствует о выраженности соответствующей карьерной ориентации. Обобщенный результат – среднее значение суммы баллов, полученных испытуемым по всем карьерным ориентациям, может говорить о выраженности фактора профессиональной мотивации, о «напряженности» направленности на деятельность.
1 шкала – профессиональная компетентность;
2 шкала – менеджмент;
3 шкала – автономия (независимость);
4 шкала – стабильность места работы, стабильность места жительства;
5 шкала – служение;
6 шкала – вызов;
7 шкала – интеграция стилей жизни;
8 шкала – предпринимательство;
Библиографический список использованной литературы
1. Белова Т.В., Волошина И.А. Справочник начинающего профконсультанта. Москва, 1998, 144 с.
2. Бендюков М.А., Соломин И.Л. Твой компас на рынке труда. СПб., 2000, 334 с.
3. Бендюков М.А., Соломин И.Л., Степанов А.Н. Азбука профориентации. СПб, 1995, 504 с.
4. Вахромов Е. Вершины жизни и пути их достижения. // Прикладная психология и психоанализ, 2001 - №4, 142 с.
5. Взаимодействие общеобразовательной школы и специальных учебных заведений в профессиональной ориентации молодежи: Межвузовский сборник научных трудов. – Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1984, 502 с.
6. Возрастная и педагогическая психология / под ред. Петрусинского А.В. Москва, 1973. 288с.
7. Все о 120 стандартах перспективных работ на рынке труда // Завуч, 2000, №3-6, 203 с.
8. Захаров Н.Н. “Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов”. М.: Просвещение, 1988. 272 с.
9. Климов Е.А. Как выбирать профессию? Москва, 1990. 501 с.
10. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на Дону, 1996. 512 с.
11. Кон И.С. Психология старшеклассника. Москва, 1980. 192с.
12. Конспекты лекций по психодиагностике Барменковой В.В. Пыть-Ях, 2000. 403 с.
13. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Москва, 1984. 302 с.
14. Мартынова С.С. “Профессиональная ориентация школьников (методические рекомендации)”; Омск: Омский пед. ин-т, 1976. 196 с.
15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Москва, 1999. 456 с.
16. Немов Р.С. Психология. – Ч.3. – Москва, 1998 – 632 с.
17. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. Москва, 1996. 352 с.
18. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. Москва, 2000. 448 с.
19. Опросник профессиональных предпочтений/ Авторы адаптации Воробьев А.Н., Сенин И.Г., Чирков В.И. НПЦ «Психодиагностика», Ярославль 1997. 207 с.
20. Организация профориентационной и профконсультационной работы: Учебно-методическое пособие / под ред. Щегорцева В.А. Москва, 1998.
21. Пекелис В. Твои возможности, человек! Москва, 1986. 272 с.
22. Поляков В. Яновский Ю. Как получить хорошую работу в новой России. Москва, 1995. 504 с.
23. Практическая психология образования / под ред. И.В.Дубровиной. Москва, 2000. 528 с.
24. Профессиональная адаптация молодежи; М.: Издательство Моск. ун-та, 1969. 128 с.
25. Профессиональная ориентация и обучение труду в сфере обслуживания/ [В. А. Аптекман, В. Н. Зубков, И. М, Пацула; под ред. Б. Н. Ройзмана] М. :Высшая школа, 1979. 128 с.
26. Профессиональная ориентация молодежи и организация приема в высшие учебные заведения/ Гусев Н. Г., Н. П. Калашников, А. В. Качанов и др. М.: Высшая школа, 1982. 128 с.
27. Профессиональная ориентация молодежи/ А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков и др. М.: Высшая школа, 1989. 272 с.
28. Профессиональная ориентация старших школьников в процессе трудового обучения / Под ред. канд. пед. наук В.А. Полякова; М.: Просвещение, 1972. 160 с.
29. Профессиональная ориентация учащейся молодежи: Межвузовский сборник научных трудов; Новосибирск, 1980. 302 с.
30. Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов/ под ред. А.Д. Сазонова. М.: Просвещение, 1988. 223 с.
31. Профессиональная ориентация школьников: Межвузовский сборник научных трудов. Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1987. 156 с.
32. Прошицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии. Москва, 1995. 198 с.
33. Прутченков А.С., Сиялов Л.Л. Эй ты, параноик! (О психотипах личности, о диагностике акцентуации характера детей и педагогической помощи им). Москва, 1994. 120 с.
34. Пряжников Н. Игровой метод в профориентации. Пермь, 1989. 354 с.
35. Пряжников Н. Личная профессиональная перспектива // Школьный психолог, 2000, №16, 147 с.
36. Пряжников Н. Пространство самоопределения // Народное образование, 2001, №6, 110 с.
37. Пряжников Н. Профессиональное самоопределение в стране обесцененного труда // Народное образование, 2001, №4 , 161 с.
38. Психогимнастика в тренинге / под ред. Хрящевой Н.Ю. СПб, 2001. 256с.
39. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Москва, 2000. 128с.
40. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Москва, 1999. 384с.
41. Романова Л.С., Решетина С.Ю. Профессиональная ориентация с позиций концепции самодиагностики // Прикладная психология, 2001. №3, 345 с.
42. Руткевич М.Н. Потапов В.П. После школы. Москва, 1995. 401 с.
43. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют… Дубна, 2000. 112 с.
44. Словарь практического психолога / Сост. Головин С.Ю. Минск, 1997. 800с.
45. Степанов С. В поисках себя // Школьный психолог, 2000 - № 16 501 с.
46. Твоя профессиональная карьера / под ред. Чистяковой С.Н., Шалавиной Т.И. Москва, 1997. 191с.
47. Тест умственных способностей/ Авторы адаптации Сенин И.Г., Сорокина О.В., Чирков В.И. НПЦ «Психодиагностика», Ярославль 1993. 401 с.
48. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации. СПб, 2002. 216с.
49. Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя / Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток, С.С. Гриншпун и др. М.: Просвещение, 1986. 112 стр.
50. Фридман Л.М. Психология в современной школе. Москва, 2001. 224 с.
51. Формирование личности старшеклассника. – М, 1989, 419 с.
52. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы. Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием. (Для использования в эксперименте 2003-2004 у.г.) М., 2003. 214 с.
53. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль, 1997. 240с.
54. Чернер С.Л. Формирование и развитие личностно-делового потенциала школьников // Школа, 1998 - №1, 114 с.
55. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М., 2001, 312 с.
56. Чистяков Н.Н., Буянова Г.А., Касаткина Н. Э. Профессиональная ориентация в УПК; М.: Педагогика, 1985. 112 стр.
57. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения на различных возрастных этапах. Кемерово, 1996, 401 с.
58. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. Москва, 1993. 203 с.
59. Шавир Л.Ф. Психология профессионального самоопрделения в раней юности. Тюмень, 1999, 215 с.
60. Школа и выбор профессии/ под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой. М.: Педагогика, 1987. 176 с.
61. Школа и труд / под ред. П.Г. Атутова, В.А. Кальнес.- М.: Педагогика, 1987, 216 с.
62. Шмойлова Р.А. Теория статистики. М.: Финансы и статистика, 2004. 656 с.