ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Особенности личностного развития стар-шеклассника достаточно полно изучены в отечественной и зарубежной пси-хологии ((М.М. Рубинштейн, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.В. Пет-ровский, Л.И. Божович, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, А.В. Мудрик, Д.Б. Эль-конин, М.Ф. Гинзбург, М.Р. Гинзбург, Л.Г. Десфронтейнес. П. Блос, Э. Эрик-сон, М. Кле, Х. Ремшмидт, Ш. Бюлер и др.). Особое внимание данному воз-расту уделялось в связи с тем, что именно в период ранней юности происхо-дят существенные преобразования личностных пространств, характеризую-щиеся в первую очередь становлением Я-концепции, формированием эталона личности и переструктурированием, переосмыслением системы личных от-ношений.
Современные юноши и девушки развиваются в условиях социальной не-стабильности, в период формирования новых эталонов личности и новых жизненных ценностей, а также изменения форм социальной регуляции жиз-недеятельности человека, характеризующейся переходом от коллективного типа регуляции к индивидуальному.
В настоящее время в орбиту анализа отечественных исследователей по-падают такие проблемы, как особенности жизненного пути и формирование жизненных планов, развитие субъектности и его критерии, частная (или лич-ная) жизнь человека, возможности духовного роста и т.п. (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, А.И. Зеличенко, Н.А. Логинова, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков и др.). Перечисленные проблемы приобрета-ют особую актуальность в раннем юношеском возрасте.
Необходимо отметить, что, несмотря на достаточную изученность про-блем межличностного общения (А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев, К.А. Абульха-нова-Славская, Б.Д. Парыгин, Л.А. Петровская и др.), положительный (пози-тивный) полюс отношений, в отличие от отрицательного (негативного) ис-следован значительно меньше. Защитные механизмы, жестокость, агрессия, деструктивность изучены более тщательно, чем творчество, конструктивное взаимодействие, со-действие и альтруизм. Более того, достаточно длительное время в психологической науке существовала тенденция рассматривать пози-тивные аспекты как своеобразную форму выражения негативных. Например, рассмотрение творчества как сублимации. Между тем, позитивные отноше-ния в большей степени, чем негативные, связаны с реальным взаимодействи-ем с другим человеком, и в них более ярко проявляются не только общепси-хологические, но и социально-психологические закономерности.
Неформальность, личностная значимость, эмоциональная насыщен-ность, связь с интимной стороной жизни, высокая вовлеченность создают ос-нову для глубокого влияния межличностных отношений на личность. Имен-но поэтому уже давно личные отношения учитываются и используются пси-хиатрами и психотерапевтами при коррекции личности с помощью индиви-дуальной и групповой терапии.
Цель исследования: определить характер взаимосвязи позитивных от-ношений и уровня личностного развития успешных и неуспешных в личных отношениях со сверстниками старшеклассников.
Объектом исследования является личностное развитие старших школьников, а его предметом - влияние позитивных отношений со сверстни-ками на личностное развитие старших школьников.
В соответствие с целью, объектом и предметом исследования был вы-двинут ряд предложений, выступивших в качестве гипотез исследования:
- позитивные отношения со сверстниками складываются у старше-классников, обнаруживающих тенденцию к личностному рост, уверенных в себе, гибких в общении, центрированных на собственных желаниях;
- старшеклассник не может самостоятельно справиться с задачей по-строения позитивных отношений и поэтому нуждается в помощи референт-ных взрослых и психологов.
Для доказательства выдвинутых тезисов были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические и эмпирические работы, отражаю-щие систему личных и межличностных отношений в старшем школьном воз-расте, а также работы, в которых исследуются критерии личностного роста и особенности личностного развития в период ранней юности.
2. Раскрыть психологическое содержание и структуру позитивных от-ношений, показателей личностного развития старшеклассника.
3. Дать характеристику пространства отношений старшеклассников.
4. Изучить взаимосвязь позитивных отношений и уровня личностного развития в данной возрастной группе.
5. Разработать программу для старшеклассников по формированию по-зитивных отношений со сверстниками.
Методологическими и теоретическими предпосылками исследова-ния явились: концепции активного субъекта жизнедеятельности (С.Л. Ру-бинштейн, К.А. Абульханова-Славская, В.А. Петровский, В.П. Зинченко и др.), современные теории личности (А.В. Петровский, А.Н. Леонтьев, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Салливен, В. Франкл, и др.), теория развития субъекта в онтогенезе (В.И. Слободчиков), теории раз-вития личности в юношеском возрасте (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, М.М. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Ш. Бюллер, М. Кле и др.), принципы построения психоло-гических практик (И.В. Дубровина, И.Б. Котова, С.В. Недбаева, Л.А. Петров-ская, В. Ромек, К. Рудестам, В. Сатир и др.), положения о психологических отношениях как системе сознательных связей субъекта с окружающей дейст-вительностью (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, А.В. Мудрик, В.Н. Мясищев и т.д.).
Организация и этапы исследования:
- подготовительный этап – определение концептуального замысла ис-следования, включая цели, задачи и гипотезы; изучение научной литературы по проблеме исследования;
- констатирующий этап был связан с выбором методов и подбором ме-тодик научного исследования; с изучением состояния проблемы в общеобра-зовательных школах;
- аналитический этап включал в себя обработку экспериментальных данных; разработку программы и рекомендаций для школьных психологов и преподавателей по организации психологической поддержки старшеклассни-ков;
- заключительный этап – были обобщены полученные результаты и сде-ланы выводы.
База исследования и контингент испытуемых: учащиеся старших классов (11"А", 11"Б") МОУ-СОШ № 6, с. Раздольного, Новоалександров-ского района в количестве 43 человек.
Методы и источники исследования. Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы: сравнительно-сопоставительный анализ психологической литературы по изучаемой про-блеме; методы сбора и интерпретации теоретического и фактологического материала; наблюдение, индивидуальные беседы, тест самоактуализирую-щейся личности, методика выявления социометрического статуса личности в группе, проективная методика "Незаконченные предложения".
Источниками для проведения исследования стали труды российских и зарубежных ученых, посвященные проблемам личностного развития в стар-шем школьном возрасте, особенностям различных подходов к выделению критериев личностного развития, характеристикам пространства отношений; научные и учебно-методические публикации по вопросам психологического содействия личностному развитию старшеклассника; учебники и учебные пособия.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем отобрана система эффективных методов экспериментального изучения лич-ных отношений и личностного развития старшеклассников, а также методов оказания им психологической поддержки. Материалы дипломной работы мо-гут быть использованы в работе практических психологов общеобразова-тельных школ, средних и высших профессиональных учебных заведений, мо-гут представлять интерес для педагогов и родителей. Разработанная про-грамма может быть использована как методическое пособие в работе практи-ческого психолога в работе со старшеклассниками и студентами.
Структура и объем работы. Дипломная работа изложена на 116 стра-ницах машинописного текста и состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Личностное развитие в старшем школьном возрасте имеет свою специ-фику, обусловленную содержательными психологическими характеристика-ми данного возраста. В ходе исследования при определении границ периода ранней юности мы придерживаемся подхода, принятого в отечественной психологии, учитывающего особенности социальной ситуации развития рос-сийских старшеклассников и относим к указанному возрасту период от 15-ти до 17-ти лет [24].
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991.
2. Андреева А.Д. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. - М., 1994.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1998.
4. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмыс-ливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологи-ческий журнал, 1994, № 1, С.6.
5. Асмолов А.Г. Содействие ребенку в развитии личности // Новые ценно-сти образования / Под ред. Н.Б.Крыловой. - М., 1996. - Вып.6., С.39-44.
6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 1996.
7. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. Практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. - М, 1995.
8. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психоло-гии, 1994, №1, С.122-127.
9. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Фролов Ю.И. Психология подростка. Хрестоматия. - М., 1997.
10. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии, 1990, № 6, С. 9-17.
11. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии // Пси-хологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. - СПб., 1997.
12. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. - М., 1998.
13. Вачков И. Как подготовиться к тренингу // Школьный психолог, 2005, №19, с. 19-23.
14. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. / Под ред. О.С. Газмана. - М., 1996.
15. Выготский Л.С. Педология подростка. Собр.соч.: В 6-ти т. - М., 1984. Т.4.
16. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая про-блема // Вопросы психологии, 1988, № 2, С.19-26.
17. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: МГУ, 1987.
18. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. - М., 1989.
19. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2003.
20. Демидова И.Ф. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону, 2003.
21. Дерманова И.Б., Коростылева Л.А. Некоторые аспекты феномена само-реализации // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. - СПб., 1997.
22. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., 1996.
23. Жуков Ю.М. Позиции психолога-практика // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Со-ловьевой. - М., 1997.
24. Загрядская Н.Н. Психологическая поддержка старшеклассников при ре-шении ими экзистенциальных проблем. Дисс... канд. психол. наук. – Ростов-на-Дону, 1999.
25. Каган Л.Н. Человек и его судьба. - М., 1988.
26. Каменская В.Г., Зверева С.В., Мельникова И.Е. Психологические харак-теристики старших школьников в массовых школах и школах-гимназиях // Вопросы психологии, 2005, №3, с. 38-52.
27. Касаткина Л. Как наладить контакт // Школьный психолог, 2005, №21, с. 12-13.
28. Кле М. Психология подростка: (Психосексуальное развитие). - М., 1986.
29. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск: Изд-во Белорусского университета, 1976.
30. Кон И.С. В поисках себя. - М., 1984.
31. Кон И.С. Дружба. Этико-психологический очерк. - М., 1987.
32. Кричевец А.Н. Внутренние условия развития и психофизическая пробле-ма // Вопросы психологии, 2005, №1, с. 3-19.
33. Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я: психология значимых отношений. - М., 1989.
34. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: "Питер", 2000.
35. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К. предпосылки личностного роста в разви-вающем образовании // Вопросы психологии, 2005, №4, с. 12-18.
36. Кулаков С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе. - СПб., 1996.
37. Лабунская В.А. Психологический портрет субъекта затрудненного обще-ния // Психологический журнал, 2004, №5, с.14-22.
38. Личность XXI века: теория и практика. Материалы Всероссийской науч-но-практической конференции 20-23 апреля 2000 г. /Под ред. Е.Н.Шиянова, И.Б.Котовой, С.В.Недбаевой. – Армавир: АГПИ-МОСУ КФ, 2001.
39. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с деть-ми. – СПб., 2001.
40. Майерс Д. Социальная психология. - СПб., 1997.
41. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб., 1997.
42. Михеева С. В поисках общего языка // Школьный психолог, 2005, №9, с.31-33.
43. Мольц М. Я – это Я, или Как стать счастливым: Пер. с англ./Предисл. В.П.Зинченко, Е.Б.Моргунова. - М.: Прогресс, 1991.
44. Мудрик А.В. Общение - фактор воспитания школьников. - М., 1984.
45. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 1998.
46. Мэй Р. Любовь и воля. - М., 1997.
47. Новые ценности образования. Забота - поддержка - консультирование. Вып. 6. - М., 1996.
48. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. - М., 1990.
49. Пантилеев С.Р. Строение самоотношения как эмоционально-оценочной системы. - М., 1988.
50. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1982.
51. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Рос-тов-на-Дону, 1996.
52. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. - М., 1992.
53. Практическая психодиагностика / Ред.-сост. Р.Я.Райгородский. - Самара, 1998.
54. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1997.
55. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д.Парыгина. СПб., 1994.
56. Пряжников С.Н. Профессиональное и личностное самоопределение. - М., 1996.
57. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1994.
58. Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. - СПб., 1997.
59. Психология межличностного познания / Под ред. А.А.Бодалева. - М., 1981.
60. Психология подростка. Хрестоматия. / Сост. Ю.И.Фролов. - М., 1997.
61. Психология. Словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М., 1990.
62. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб., 2002.
63. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. –СПб., 1999.
64. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Соснов-ского. – М, 2005.
65. Решетникова О. Формула успеха//Школьный психолог, 2005, №12, с.26-27.
66. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.
67. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - СПб., 1998.
68. Руководство практического психолога. Психологические программы раз-вития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. Дубровиной И.В. - М., 1997.
69. Рябикина З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. - Краснодар, 1995.
70. Савченко М. Тренинг «Уверенность» // Школьный психолог, 2005, №3, с.36-40.
71. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М., 1995.
72. Снегирева Т.В. Особенности личностного самоопределения старшекласс-ников // Вопросы психологии, 1998, № 7.
73. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. В.А.Лабунской. - М.: Гардарики, 1999.
74. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983.
75. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. / Выпуск 2. - М.: Изд-во Российского открытого университета, 1992.
76. Филонов Л.Б. Стратегия контактного взаимодействия и проявления лич-ности // Проблемы психологии социальной регуляции поведения. - М., 1976.
77. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997.
78. Чурекова Т.М., Назимок В.Л. К вопросу о самореализации личности // Мир психологии, 2005, № 2 (42), с.242-248.
79. Шевеленкова Т.Д. Исследование личностного способа существования че-ловека в современном мире (Опыт гуманистического направления в зару-бежной психологии) // Психология личности в условиях социальных измене-ний. - М., 1993.
80. Эриксон Э. Юность: кризис идентичности. - М., 1996.
81. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. -