ВВЕДЕНИЕ:
Семья как социальный институт всегда представляла собой сложную по структуре и достаточно устойчивую систему, которая создавала специфическую атмосферу жизнедеятельности людей, формировала нормы взаимоотношений и поведения растущего человека. Семья должна выступать одним из основных факторов социальной интеграции ребенка.
В настоящее время семья, как и все российское общество переживает ряд системных трансформаций, что коренным образом влияет на специфику ее жизнедеятельности. Социально-экономическая нестабильность в обществе во многом обуславливает неустойчивость процесса выполнения семьей своих функций в отношении подрастающего поколения, снижения уровня ее социально-интеграционного потенциала. Это обусловило необходимость рассмотрения специфики особенностей современной семьи, ее кризисов и определить направления, формы и методы оказания ей необходимой психологической помощи и поддержки в период протекания одного из самых тяжелых кризисов семьи – развода. Все это и определило актуальность нашего исследования.
Взаимоотношения супругов в период развода характеризуются центрацией супругов на эмоциях, связанных с конкуренцией, соперничеством в противовес центрации на эмоциях, связанных с любовью, заботой друг о друге, поддержкой друг друга. Следовательно, возможно возрождение порушенных эмоциональных связей с целью вывода супругов из предразводного состояния и негативных способов поведения, с ним связанных.
Целью выпускной квалификационной работы стала разработка направлений и методов оказания психологической помощи и поддержки супругам, находящимся на различных стадиях развода, а также профилактики негативных последствий развода на личность ребенка.
Предметом исследования стала современная семья, находящаяся в кризисном состоянии (разводе), а его объектом – направления психологической помощи членам семьи на различных этапах развода.
Гипотеза исследования состоит в том, что своевременно оказанная психологическая помощь различным членам семьи в ситуации развода позволяет не только минимизировать негативные последствия на супругов и детей, но и вывести семью из кризисной ситуации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть и дать анализ современной семьи, ее функций и нарушений развития.
2. Сделать анализ статистических данных по тенденциям разводов в городе Армавире и выделить причины разводов в современных семьях.
3. Описать стадии переживания развода и его влияние на различных членов семьи.
4. Подобрать диагностический материал для работы с семейными парами, находящимися в ситуации кризиса.
5. Определить специфику работы с парами и в индивидуальном консультировании в ситуации развода и выделить направления психологической помощи семье и детям в данной ситуации.
Методологическая основа исследования складывается из основных положений общей и конкретной научной методологии. В исследовании использованы концепция системно-структурного подхода к изучению личности; событийный подход в развитии семьи, а также гуманистический и аксиологический подходы, рассматривающие человека как особую ценность и самоцель общественного процесса развития.
Теоретической основой исследования выступили:
• научные положения о человеке как субъекте развития и саморазвития (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, А. Маслоу, А.В. Петровский, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, К. Роджерс и др.);
• исследования в области психологии семьи и семейных отношений (Волкова И., Мишина Т.М., Музыченко В., Рыжкова В., Уголева Е.Ю., Хейли Дж., Эйдемиллер Э.Г., Эриксон М., Юстицкий В.В., и др.);
• работы в области анализа психологических моделей семейных отношений и их влияния на развитие личности ребенка (Каптерев П.Ф., Острогорский А.Н., Лесгафт П.Ф., Шелгунов Н.В. и др.);
• работы в области индивидуального и семейного консультирования (Елизаров А.Н., Алешина Ю., Посысоева Н.Н. и др.);
• исследования в области семейных кризисов и психотерапии семьи (Видра Д., Воловик В.М., Захарова А.И., Конторович В.А., Крукович Е.И., Костерева В.В., Мягер В.К., Мишина Т.М., Осипова А.А., Ромек В.Г., Спиваковская А.С. и др.).
Методы, применяемые для реализации поставленных задач исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Обработка статистических данных регистрации и разводов по городу Армавиру.
3. Наблюдение за работой специалистов отдела ЗАГСа по различным проблемам семьи и детства.
4. Индивидуальное консультирование членов семьи в ситуации развода.
5. Диагностика и психотерапия супругов по различным проблемам, связанным с переживанием развода.
Базой для проведения опытно-экспериментальной работы стал Отдел ЗАГСа г. Армавира и консультационный отдел клуба «Три О»
Целью программы опытно-экспериментальной работы стало
- анализ статистических данных по актам гражданского состояния в г. Армавире и анализ причин для развода современных семей;
- подбор диагностического инструментария для работы с супружескими парами по различным показателям нарушения жизнедеятельности семьи;
- индивидуальное и семейное консультирование и терапевтическая работа, направленная на восстановление позитивного опыта и получение нового эмоционального опыта совместного супружеского общения;
- выработка новых поведенческих реакций супругов и членов семьи.
Разработанная нами программа психологического консультирования супругов, наиболее интересные элементы которой представлены в работе, включает в себя два этапа:
1. Этап психодиагностики (информация о семье, локус жалобы, поведение супругов при первой встрече, история создания их семьи, культурные традиции, кризисные состояния и т п.).
2. Этап воздействия (воспроизведение основных жизненных событий, старых форм общения между супругами (семейные фотографии, составление генограммы семьи), выявление и анализ общих позитивных воспоминаний, восстановление желания позитивного эмоционального общения, установление новых правил общения, обсуждение болезненных вопросов, использование терапевтических историй (работа с образами художественной литературы, кинофильмами, любовная переписка знаменитых людей).
Апробация результатов исследования в период преддипломной практики показала, что наиболее эффективным этот метод будет для супружеских пар, объединенных связями, основанными на искаженных эмоциональных контактах.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных практических материалов в консультационно-терапевтической работе с семьей, при изучении студентами психологического факультета курсов «Психотерапия семьи» и «Основы семейного консультирования».
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. Список литературы содержит 75 источников.
В первой главе нашего исследования рассматривается феноменология современной семьи, ее функции, стадии супружеских отношений и нарушения жизнедеятельности семьи.
Во второй главе исследования рассматриваются семейные кризисы и развод как один из самых тяжелых семейных кризисов. Выделяются причины развода и стадии его переживания различными членами семьи, а также выделены и дан анализ проблем, возникающих у разведённых супругов и их детей. Особое внимание уделено негативному влиянию развода на личность ребенка.
В третьей главе нашего исследования раскрывается система психологической помощи детям и взрослым, переживающим различные стадии развода, рассматриваются особенности работы психолога – консультанта с супружескими конфликтами, методы семейной диагностики и психотерапевтической коррекции семейных взаимоотношений, технологии работы психолога с супружескими конфликтами.
Приложение содержит практический материал для работы с супружескими конфликтами, диагностический инструментарий и рекомендации разводящимся супругам по построению взаимодействия в кризисной ситуации и стабилизации эмоционального состояния.
«Семья — ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных свя¬зях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» (Соловьев Н. Я., 1977). Семья играет огромную роль в жизни как отдельной личности, так и всего общества. Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика.(71, с. 20)
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт. – М., 2000.
2. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 208 с.
3. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 120 с.
4. Аннекен Р., Эхельмайер Л., Калуца К. и др. Тренинг коммуникации в парах //URL: http://www.openweb.ru/romek/training.htm. - 1992.
5. Бельская Е.Г. Основы психологического консультирования и психотерапии. Учебное пособие. - Обнинск: ИАТЭ, 1998. - 80 с.
6. Блазер А., Хайм Э., Рингер Х., Томмен М. Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход, - М.: Независимая фирма "Класс", 1998. - 272 с.
7. Бондаренко О.Р. Умное незнание психолога-консультанта: Из опыта подготовки психологов-консультантов //Журнал практического психолога. - 1998. - №7. - С. 54 - 58.
8. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. - СПб.: Питер, 2001. - 352 с.
9. Бретт Д. «Жила – была девочка, похожая на тебя…» Психотерапевтические истории для детей / Пер. с англ. Г.А. Павлова – М.: Независимая фирма «Класс», 1996. – С.119-167.
10. Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. - Воронеж: НПО "Модэк", 1993. - 128 с.
11. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001.- С. 63-76, 93-95.
12. Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия /Пер. с англ. А. Суворовой. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 320 с. (Серия "Психология. ХХ век").
13. Вебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. - 304.
14. Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям. – М., 2000.
15. Видра Т. Развод: трагедия или надежда? // Дошкольное воспитание. - 1998. -№ 11,12.
16. Вильям А. Уоллес, Дональд Л.Холл. Психологическая консультация. – СП., 2003.
17. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. - М.: Независимая фирма "Класс", 1998. - 205 с.
18. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей: Семейная терапия: Символический подход, основанный на личностном опыте. - М.: Независимая фирма "Класс", 1997. - 161 с.
19. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. /Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабанова и др. – М., 2002.
20. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2001. - 464 с.
21. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М., 1997, с. 428-442.
22. Елизаров А.Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1996. - №1. - С. 42 - 49.
23. Елизаров А.Н. Неблагополучная семья в рамках структурного подхода //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. - 2002. - №1. - С. 36 - 44.
24. Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи. – М., 2004.
25. Елизаров А.Н. Роль духовных ценностных ориентаций в процессе интеграции семьи //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1997. - №3. - С.59 - 67.
26. Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей //Социологические исследования. Научный журнал. - 1995. - №7. - С.93 - 99.
27. Жуковский И. Когда рушиться семья: Воспитание детей в распавшихся семьях // Семья и школа. - 1998.- №2. – С. 14-18.
28. Зайцев Г. Кризисы супружества: причины разрушения брака / Г. Зайцев, А. Зайцев // Семья и школа. – 2001.- №11-12.- С. 28-31.
29. Зайцев Д.В., Зайцева О.В. Социокультурный анализ современных семей разных типов: сравнительный анализ //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2005, № 3, с. 53.
30. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М., 2004.
31. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М., 2004. - 320 с.
32. Кернберг О. Отношения любви: Норма и патология. - М., 2000.
33. Конончук Н.В. Роль семейных отношений в формировании отклоняющегося поведения //Семья и личность: Психол.-пед. социол. и мед.-психол. пробл. Тезисы докл. Всесоюзн. конф. в г. Гродно, 28-30 сент. 1981 г. /Под ред. А.А. Бодалева (отв. ред.) и др. - М.: Отд-ние психологии и возрастной физиологии АПН СССР, 1981. - С. 138 - 139.
34. Копьев А.Ф. Диалогический подход в психологическом консультировании и вопросы психологической клиники //Московский психотерапевтический журнал. - 1992. - №1. - С. 33 - 48.
35. Кораблина Е.П., Акиндинова И.А., Баканова А.А., Родина А.М. Искусство исцеления души. – СПб., 2001.
36. Кочюнас Р.-А. Б. Основы психологического консультирования /Пер. с лит. - М.: Академический проект, 1999. - 239 с.
37. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний /Пер. с чешск. - М.: Медицина, 1991. - 336 с.
38. Маданес К. Стратегическая семейная терапия. - М., 1999. - 272 с.
39. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. – М., 2000.
40. Минделл Э. Психотерапия как духовная практика /Пер. с англ. - М., 1997. - 160 с.
41. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии /Пер. с англ. - М.: Независимая фирма "Класс", 1998. - 304 с.
42. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.
43. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1999. - 224 с.
44. Нельсон- Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб., 2000.
45. Немов Р.С. Психологическое консультирование . – М., 2001.
46. Олифирович Н., Зинкевич-Куземкина Т., Велента Т. Психология семейных кризисов.-М., 2006.
47. Орлов А.Б. Психологическое консультирование и психотерапия: триалогический подход. //Вопросы психологии, 2002, № 3, с. 3- 19.
48. Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. – Ростов-на-Дону, 2005.
49. Основы психологии семьи и семейного консультирования. /Под общ.ред. Н.Н. Посысоева. – М., 2004.
50. Психологическая помощь и консультирование /Под ред. Проф. М.К.Тутушкиной.- СПб., 1999.
51. Психология и психотерапия семейных конфликтов /Под ред. Д.Я Райгородского. – Самара, 2003.
52. Психотерапевтическая энциклопедия /Под общей редакцией Б. Д. Карвасарского. – СПб: Питер Ком, 1999. – 752 с.
53. Пэпп П. Семейная терапия и ее парадоксы /Пер. с англ. - М.: Независимая фирма "Класс", 1998. - 228 с.
54. Ричардсон Р.У. Силы семейных уз. Руководство по психотерапии в помощь семье. - СПб: Акцидент, 1994. - 136 с.
55. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – СПб., 2004.
56. Саймон Р. Один к одному: Беседы с создателями семейной терапии /Пер. с англ. - М.: Независимая фирма "Класс", 1996. - 224 c.
57. Сара Файн, Пол Глассер. Первичная консультация: Установление контакта и завоевание доверия. – М., 2003.
58. Семейная психотерапия. Хрестоматия /Составители: Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. - СПб: Питер, 2000. - 512 с.
59. Синельников А.Б. Социально одобряемые причины развода в прошлом и настоящем // Социологические исследования. - 1992.- №2.
60. Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье//Вопросы психологии. - 1985. - №4. - С. 83 - 92.
61. Хейли Д. Терапия испытанием. Необычные способы менять поведение. - М.: Независимая фирма "Класс", 1998 - 208 с.
62. Хейли Д., Эриксон М. Стратегии семейной терапии /Перевод с англ. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. - 448 с.
63. Хеллингер Б. Порядки любви: Разрушение семейно-системных конфликтов и противоречий. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. - 400 с.
64. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 1989. - 160 с.
65. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М., 2001.
66. Черников А. В. Интегрированная модель семейной психотерапевтической диагностики. Тематическое приложение к журналу «Семейная психология и семейная терапия» за 1997г. – М.,1997. – С. 56-67.
67. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Независимая фирма "Класс", 2001. - 208 с.
68. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии: Руководство. - М.: Независимая фирма "Класс", 1997. - 336 с.
69. Шморина Е.В. О методах консультативной работы в ситуации развода // Психология зрелости и старения. - 2000.- №2.- С. 21-35.
70. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.
71. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Издательство "Питер", 1999. - 656 с.
72. Ялом И. Когда Ницше плакал. - М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. - 416 с.
73. Ялом И. Мамочка и смысл жизни. Психотерапевтические истории. - М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. - 288 с.
74. Ялом И. Психотерапевтические истории. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2002. - 960 с.
75. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - М.: Независимая фирма "Класс", 1999. - 576 с.