Введение
За последнее десятилетие ситуация в области практической психологии существенно изменилась. В различных учреждениях возникают психологические службы. Почти в каждом школе работают психологи, которые стараются максимально содействовать развитию подрастающего поколения. Создано много интересных развивающих и коррекционных программ для детей, которые активно используются практическими психологами. Однако специалисты все чаще указывают на то, что результаты оказываются ниже ожидаемых. Чаще всего это связано с тем, что проблемы ребенка являются лишь следствием проблем взрослых членов семьи, например, супружеских отношений в семье, личностных проблем родителей и т.п. В частности формирование личности ребенка зависит от структуры семейных отношений родителей и его влияния на воспитание ребенка. А родительские отношения зависят от социокультурных и семейных традиций, от клинико-психологических особенностей ребенка, от этологического фактора раннего контакта ребенка с матерью, от особенностей общения взрослых членов семьи между собой и в том числе от особенностей личности самого родителя.
В последние годы существенно возрос интерес к семье специалистов различных областей научного знания, как теоретиков, так и практиков. По существу, семья в настоящее время является сферой полидисциплинарных исследований. Интерес к ней связан с той ролью, которая она играет в процессе формирования и развития личности, а следовательно, настоящего и будущего общества в целом.
Особенности внутрисемейных отношений изучали А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер немалый интерес представляют работы Э. Арутюнянц, А. Е. Личко. В целом, можно сказать, что проблемы детско-родительских отношений изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов.
Проблема детско-родительских отношений определяется всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие. Поддержка семьи и усиление ее воспитательного потенциала требует от специалистов, работающих с семьей, глубоких системных знаний, умений определять точки приложения профессиональных усилий, находить адекватные средства и способы взаимодействия с ней. Актуальность исследования факторов, влияющих на качество брака, для всесторонней диагностики и коррекции семейных отношений при оказании психологической помощи семье резко возрастает. В связи с этим цель работы: изучить методы психодиагностики семейных отношений и их влияния на воспитание ребенка.
Объектом изучения стала детско-родительские отношения
Предмет исследования: психодиагностический инструментарий.
Гипотеза: В работе с семьей необходимо иметь не только научные основания коррекционной работы, но и важен психодиагностический инструментарий.
Для доказательства цели исследования и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Дать теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования семьи и семейных отношений.
2. Рассмотреть влияние структуры семейных отношений на воспитание ребенка.
3. Выделить исторические этапы развития сферы психологического обследования семьи
4. Рассмотреть типологию методик психологического обследования семьи.
5. Подобрать психодиагностический инструментарий.
6. Определить возможные пути коррекции детско-семейных отношений
Методологической и теоретической основой исследования послужили: субъектно-деятельностный подход к изучению социально - психологических явлений (К.Л. Абульханова, А.В.Брушлинский); теория семейных отношений и детско–родительских отношений как их важнейшей составляющей (А.С.Варга, В.Н.Дружинин, И.С.Кон, А.С.Спиваковская, Э.Г.Эйдемиллер); Концепции психологической помощи и поддержки семьи (В.Сатир, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, В. Владин, Ю. Е. Алешина и др.) исследование установок (В.Н.Мясищев, А.Г. Асмолов, Э.Г Эйдемиллер, В.Сатир и др.);.
Методы и методики исследования. Для решения поставленных задач, проверки гипотезы и доказательства цели был применён комплекс методов, включающий теоретический анализ социально- психологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, эмпирические и психодиагностические методы, качественный и количественный анализ результатов исследования, применялись эмпирические методы беседа, анкетирование, проективные методики, индивидуальные консультации, социально-психологический тренинг.
База исследования - Центр планирования семьи г.Армавира.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
1. Результаты исследования могут быть использованы для разработки комплексного социально-психологического подхода к проблемам семьи.
2. В процессе экспериментального исследования определены методы психодиагностики семейных отношений.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
1.В возможности эффективного использования выводов и рекомендаций исследования для разработки индивидуальных и групповых программ для родителей. Эти программы могут носить как профилактический, так и коррекционный характер. Подобные формы работы с родителями расширяют их уровень самосознания и повышают степень принятия ответственности на практике работы семейного консультирования.
2. При оказании психологической помощи семьям в воспитании детей. Апробация исследования и внедрение результатов в практику проводилось по ряду направлений, включавших: выступления на научных мероприятиях (материалы исследования докладывались и обсуждались на научных конференциях; опубликование результатов исследования, использование методического материала в работе Центра планировании семьи г.Армавира.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, таблиц и приложений.
ГЛАВА II1. Экспериментальное изучение связи структуры семейных отношений и их влияния на воспитание ребенка
3.1. Организация, этапы и методы проведения опытно-экспериментальной работы
Проведенный анализ научных работ позволил предположить, что за определенным родительским отношением стоят определенные взаимоотношения родителя. В теоретической части исследования было выделено 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество. Данное утверждение определило цель экспериментального исследования: рассмотреть влияние структуры семейных отношений на воспитание ребенка.
В нашем исследовании приняли участие 22 женщины в возрасте от 25 до 46 лет (средний возраст 32 года), имеющие детей 6-10 лет. Из них 18 человек имеют среднее специальное образование, 4человека высшее. В качестве экспериментальной методики применялась методика диагностики родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столина;