ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время психологическая практика находится на этапе перехода от начального становления к более продуктивному этапу своего существования. Вместе с тем, ее теоретическая база в целом еще не соответствует формальным параметрам развития науки. Требуется глубокая методологическая оснащенность и институализация практики, ее категориально-понятийная и технологическая разработанность, дифференциация форм и видов, определение сферы приложения. Это значит, что психологическая практика должна быть обоснована на уровне теории, методов, технологий. Следовательно, ее основные характеристики определяются функциональной диагностичностью, стратегической прогностичностью, позитивной направленностью и развивающим характером (С.В. Недбаева, Е.Н. Шиянов, 2002)
Возникновение психологической практики как специфической отрасли психологического знания предшествовали: анализ взаимоотношений теоретического и практического психологического знания; осмысление категориально-понятийного аппарата психологической науки; моделирование психологической службы, ее содержательных составляющих, а также определение принципов, механизмов и законов развития психологической службы; апробирование форм, видов, способов ее реализации; выявление готовности массового сознания, принятия самой идеи существования и полезности психологической службы, психологической культуры субъектов практики в конкретный исторический период.
Одной из эффективных форм психологической практики является психологическая служба. Поэтому, говоря о психологической практике, можно понимать, что это относится и к психологической службе.
В последнее десятилетие XX в. в деятельности психологической службы правоохранительных органов произошли существенные, качественные изменения: от декларирования и постановки вопросов по организации психологической службы в юридической системе к ее реальному созданию потребовалось решение комплекса проблем: теоретического, организационного, методического, кадрового характера.
Современные изменения общественно-экономических отношений в Российской Федерации, строительство правового государства, острая потребность общества в коренном улучшении эффективности деятельности правоохранительных органов выдвигает на одно из первых мест задачи кадрового обеспечения органов внутренних дел. Комплексный подход к формированию кадрового состава силовых Министерств и ведомств Российской Федерации основывается на отборе граждан пригодных по своим индивидуально-психологическим, нравственным и физическим качествам к несению военизированных видов служб, к деятельности сопряженной с риском для жизни.
В связи с этим, одной из функций отдела кадров РОВД является подбор кандидатов на вакантную должность. Обязательное участие в этой работе принимают специалисты психологической службы РОВД. Возникает проблема необходимости разработки модели деятельности психологической службы РОВД по работе с кадрами и личным составом.
Определив актуальность и проблему нашего исследования, мы выделяем, что объектом исследования выступает психологическая служба учреждения РОВД.
Предмет исследования – особенности деятельности психологической службы РОВД с кадрами и личным составом.
Предмет и объект исследования позволяют нам определить следующую цель исследования – разработка и экспериментальная апробация модели деятельности психологической службы РОВД с кадрами и личным составом.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме организации деятельности психологической службы РОВД с личным составом и кадрами.
2. Разработать и экспериментально проверить модель деятельности работы психологической службы РОВД.
3. Подобрать методы и методики для работы с кадровым составом.
Поставленная нами цель дает основание выделить следующую гипотезу исследования: специально организованная деятельность по работе с кадровым составом средствами психологической службы будет способствовать повышению эффективности работы сотрудников РОВД.
Методологическую основу исследования составляет ряд общенаучных принципов. Среди них:
- принцип развития,
- принцип системности,
- принцип детерминизма,
- принцип единства теории, практики и эксперимента,
- личностный принцип,
- принцип субъекта, его деятельности и общения.
Теоретической основой исследования является ряд фундаментальных теорий и концепций, среди них концепция развития психологической службы в образовании И.В. Дубровиной; теория личностноразвивающих психологических практик в Российском образовании С.В. Недбаевой, а также концепция профессионального отбора кадров М.Ю. Шейнас, концепция службы психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности М.И. Марьина.
Методы исследования: наблюдение; изучение и анализ продуктов деятельности; методы (беседы, тестирование, анкетирование); методика изучения удовлетворенности условиями труда (принцип тестирования взят из работы Г.В. Акопова); методика диагностики уровня эмоционального «выгорания» (В.В. Бойко); формирующий эксперимент.
Базой экспериментального исследования стал отдел внутренних дел Мостовского района. Экспериментальную выборку составили сотрудники отдела в количестве 11 человек (со стажем работы от 2 месяцев до 12 лет).
Научная значимость (новизна) исследования состоит в том, что материалы дипломной работы могут быть использованы в практической деятельности психолога по работе с сотрудниками служб РОВД; содержательно обозначен и обобщен теоретический и эмпирический материал в рамках проблематики исследования, по изучению психологических особенностей деятельности психологической службы РОВД.
Работа изложена на 101 страницах и состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Одной из проблем функционирования психологической службы РОВД является отсутствие ее модели деятельности с личным составом, то есть отсутствие четко-определенных направлений, видов деятельности, форм и т.д. психологической службы внутренних дел.
Так сложилось, что в настоящее время возрос уровень преступности, участились террористические акты и от сотрудников органов внутренних дел требуется большой эффективности их деятельности. Работа сотрудника РОВД является работой в экстремальных условиях. Поэтому сами сотрудники нуждаются в постоянной психологической помощи и поддержки. И оказать такую психологическую помощь может психолог РОВД. Создание модели деятельности психологической службы РОВД с личным составом является необходимым условием для повышения эффективности деятельности сотрудников внутренних дел.
При построении модели психологической службы РОВД важно руководствоваться рядом правил, т.к. необходимо соблюдать социально- правовые и профессионально-этнические нормы деятельности практических психологов РОВД. Они касаются следующего круга вопросов.
Во-первых, вся работа психологической службы должна иметь четкую целевую ориентацию. Важно хорошо представлять особенности объекта, время и условия работы. Все это поможет лучше организовать проводимые мероприятия, согласовать их с реальными задачами или жизненными потребностями. Здесь не следует допускать поспешности в проведении диагностических мероприятий, в формулировании выводов и рекомендаций. Результаты только в том случае будут близки к истине, если они получены вследствие комплексного, всестороннего анализа. Методики, которыми психолог не овладел в достаточной мере, по которым чувствует слабость подготовки, использовать нецелесообразную. Главным правилом работы психологической службы должен стать принцип « Не навреди! »[43].
Во-вторых, корректность должна соблюдаться в использовании психологического инструментария. Полученная информация не может быть использована ни в корыстных целях, ни для злоупотребления служебным положением кем бы то ни было, ни в каких – либо иных целях, наносящих вред человеку, коллективу, интересам дела. Следует всегда помнить, что информация, которой владеет психолог – это оружие особого характера [43].
В-третьих, охватывать психологическим влиянием весь уклад труда и жизни, добиваться компетентной репутации своих должностных функций. При этом тесно взаимодействовать со всеми административными институтами и общественностью. Оперативно доводить полученную информацию до тех субъектов, которые способны оказать позитивное влияние на решение проблемы. Важно также дать конкретные предложения по ее использованию и мерах, которые необходимо предпринять. Своевременность в работе психологической службы – важное условие ее результативности [43].
В – четвертых, постоянно совершенствовать свою профессиональную компетентность, пополнять арсенал средств и методов работы, добиваться овладения современными психотехнологиями. Профессианализ практического психолога психологической службы – основа успешности ее труда [43].
При разработки модели психологической службы РОВД мы опирались на Концепцию службы психологического обеспечения оперативно – служебной деятельности ГУВД Краснодарского края [32]. По содержанию данной концепции нагрузка на каждого психолога доведена до нормативов, рекомендованных МВД РФ, и в среднем составляет 400 сотрудников.
Психологическая служба РОВД имеет в своей основе цели, задачи, принципы, направления и виды работы:
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды. – М., 1993.
2. Акопов Г.В. Социальная психология высшего образования. – Самара: Издательство Сам. ГПИ, 1993.
3. Александрова Ю.В. Методики диагностики отношений взрослого человека. Метод. Пособие. – М.: НПО МОДЭК,2001.
4. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. – М.: Владос, 1999.
5. Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога. – М., 1999.
6. Бехтерев В.М. Объективное изучение личности. – СПП., 1990.
7. Бишоп С., Тейлор Д. Тренинг изменений в организации. – СПБ, 2002.
8. Бовин Б.Г., Калашников М.О., Беспалов Е.В. Методические рекомендации по психологическому изучению и отбору кандидатов в оперативные службы ОВД. – М., 1995.
9. Боев И.В., Шурупов В.А. Личностно – психологическая характеристика руководителей муниципального и регионального периода России. – Ставрополь, 2002.
10. Большой толковый психологический словарь. / Под ред. А. Ребер. В 2х т. – М., 2000.
11. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь теория и практика. – М., 2000.
12. Бурлачук Л. Психодиагностика. – СПБ.: Питер, 2002.
13. Васильев. Юридическая психология. – СПБ.: Питер, 2000.
14. Давыдов В.В. Теория деятельности и социальная практика // Вопросы философии. 1996. - № 5 – с.52 – 61.
15. Гуревич К.М. Современная психодиагностика: пути реализации // Вопросы психологии. 1982. - №1.
16. Дифференциальная психологическая диагностика личностных психотипов руководителей в конституционально-континуального пространства: материалы международного конгресса, социальная психология 21 века – Ярославль, 2002.
17. Донцов А.И. психология коллектива: Методологические проблемы исследования. – М., 1994.
18. Дулов А.В. Судебная психология: Учебник для вузов. – Минск, 1975.
19. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. – М.:Педагогика, 1991.
20. Еникеев М.И., Кочеткова О.Л. общая, социальная и юридическая психология: Краткий энциклопедический словарь. – М., 1998.
21. Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. – М., 1999.
22. Ершов А.А. Личность и коллектив. «Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение». – Л., 1976.
23. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для вузов. – М., 2003.
24. Иванова Е.М. основы психологического изучения профессиональной деятельности. – Л., 1990.
25. Климов Е.А. Психология профессионала. – М., 1996.
26. Климов Е.А. психология профессионального самоопределения. – Р – н/Д., 1996.
27. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: Учебник. – М., ФОРУМ: ИНТРА, М, 2004.
28. Краткий психологический словарь – хрестоматия. – М., 1974.
29. Лебедев В.Н. Личность в экспериментальных условиях. – М., 1989.
30. Недбаева С.В. Психологические практики в образовании: виды, статус, кадры, методический инструментарий. Учебно-методическое пособие. – СЛБ.; Речь, 2002.
31. Недбаева С.В. Служба практической психологии. Теория и практика: сборник научно – методологических и нормативно – правовых материалов. – Армавир, 1997.
32. Немов Р.С. Социально – психологический анализ эффективной деятельности коллектива. – М.: Педагогика, 1984.
33. Организация профессиональной психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел: Методологическое пособие. – М.; ГУК МВД России, 2003.
34. Организация психологической реабилитации сотрудников органов внутренних дел: Методологическое пособие / под редакцией доктора психологических наук М.И. Марьина. – М.:ГУК МВД России, 2002.
35. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. – М., 1984.
36. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. – Л., 1990.
37. Пряжников Н.С. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методологическое пособие. – М., 1997.
38. Психодиагностика: теория и практика. – М., 1986.
39. Психологический словарь / В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, и др. – М., 1999.
40. Психологическое обеспечение как составляющая эффективной деятельности сотрудников органов и подразделений внутренних дел. Опыт работы психологов органов и подразделений внутренних дел Краснодарского края. – Краснодар; ГУВД Краснодарского края, 2004.
41. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. / Под редакцией Г.С. Никифорова. – СПБ., Издательство СПУ, 1991.
42. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. / под редакцией В.Н. Дружинина. – СПБ.: Питер, 2003.
43. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом « Бахрах», 1998.
44. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности ( пособие для специалистов работающих с персоналом ). – М., Издательский дом « Красная площадь », 1996.
45. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности: Учебное пособие, 2е изд. – СПБ.: Питер, 2004.
46. Сборник нормативно – правовых актов и документов, регламентирующих деятельность психологов органов и подразделений внутренних дел. – М.,ГУК МВД России, 2001.
47. Синеок В.В. Количественная обработка информации в практике психологических исследований. – Пенза, 2001.
48. Скрыпников А.И., Зубрилова И.С. Психологическое обеспечение оперативно – служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.: Метод. пособие. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2001.
49. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. – М.: ИПП – ИСП, 2000.
50. Социально – психологический климат в служебных коллективах: Методологическое пособие / под общей редакцией доктора психологических наук Е.А. Мешалкина. – М.: ЦОКП МВД России, 2001.
51. Социальные и психолого-педагогические проблемы правоохранительной деятельности. Часть 3. Психологические особенности организации деятельности коллектива сотрудников органов внутренних дел. Учебно- методическое пособие в 3-х частях – Краснодар: Издательство КЮИ МВД РФ, 1998.
52. Степанов С. Популярная психологическая энциклопедия. – М.: Издательство Эксмо, 2003.
53. Цай А.А. Развитие психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к профессиональной деятельности: автореферат. – Ставрополь, 2002.
54. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М., 1999.
55. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности (Институт психологии). – М., 1971.
56. Шапарь В.П. и др. Практическая психология: инструментарий. – Р – н/ Д.: Феникс, 2002.
57. Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. – Самара: Издательский дом «Бахрах – М», 2001.
58. Шихирев П.М. Современная социальная психология. – М., 2000.
59. Шиянов Е.Н., Недбаева С.В. Личностноразвивающая психологическая практика в российском образовании: Учебное пособие для студентов вузов. – Р – н/ Д.:ООО «Рост. издат» 2002.
60. Шурупов В.А. Личностные критерии оптимальности подбора и психологической защиты руководителей административно – государственной системы с позиции конституциональной психологии: автореферат. – Ставрополь, 2002.
61. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения: Методологическое пособие / под общей редакцией М.М.Семаго. – М.: Айрис – пресс, 2004.
62. Энциклопедия психологической помощи / ( Авт. – сост. Тащева А.И.). – Р – н/Д., 2000.