Дипломная по теме: Компьютерное общение как феномен современности

Название работы: Компьютерное общение как феномен современности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

99 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. ОБЩЕНИЕ КАК ФЕНОМЕН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7

1.1. Общение как научный феномен 7

1.1.1. Категория общения в психологической науке 7

1.1.1.1. Информационные подходы. 9

1.1.1.2. Интеракциональные подходы. 11

1.1.1.3. Реляционный подход. 14

1.1.2. Структура, функции, основные понятия общения 16

1.1.2.1. Уровневая структура 16

1.1.2.2. Функции общения 17

1.1.2.2.1. Информационно-коммуникативная функция общения 18

1.1.2.2.2. Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функция общения 19

1.1.2.2.3. Аффективно-коммуникативная функция общения 19

1.1.2.2.4. Иные функции 19

1.1.2.3. Концептуально-терминологический аппарат 20

1.2. Общение как реализация общественных и межличностных отношений 22

1.2.1. Структура направленности общения. 22

1.2.2. Сравнительная характеристика сторон и видов общения 23

1.2.2.1. Коммуникативная сторона общения как его межличностный компонент 23

1.2.2.2. Общение как взаимодействие (интерактивная общественная сторона общения) 25

1.2.2.3. Общение как восприятие людьми друг друга (межличностно-общественная сторона общения) 28

Выводы по главе 29

ГЛАВА II. КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОСТИ 32

2.1. Феноменология компьютерного общения 32

2.1.1. Характеристики компьютерного канала общения 32

2.1.2. Средства виртуального общения и киберсообщества. 37

2.1.2.1. E-MAIL 37

2.1.2.2. Конференция. 39

2.1.2.3. ICQ 40

2.1.2.4. Другие средства компьютерного общения 40

2.1.2.4.1. NetMeeting 40

2.1.2.4.2. Iphone 40

2.1.2.4.3. IRC 41

2.1.2.4.5. Сетевые игры 42

2.1.2.4.6. Виртуальные города и другие места обитания в Сети 44

2.2. Специфика компьютерного общения 45

2.2.1. Идентичность в Интернете 45

2.2.2. Язык общения компьютерщиков 49

2.2.3. Феномен Интернет - зависимости и его анализ 55

2.2.3.1. Понятие и критерии Интернет -зависимости 55

2.2.3.2. Причины Интернет-зависимости 57

Выводы по главе 60

ГЛАВА III. ПРАГМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБЩЕНИЯ 63

3.1. Функциональные стили 63

3.2. Функционально-прагматические особенности компьютерного общения 73

3.2.1. Прагматические особенности компьютерного общения 73

3.2.2. Правила взаимодействия при функционально-прагматическом аспекте особенности компьютерного общения 75

3.2.3. Прагматико–дискурсивные характеристики 77

Выводы по главе 88

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 95

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

В данном дипломном исследование нами выдвинута проблема анализа прагматических особенностей компьютерного общения.

Актуальность данного дипломного исследования обусловлена тем, что в наше время фундаментальным достижением информационных технологий стало появление компьютеров, особенно персональных. Важным достижением стала и разработка средств мультимедиа – работы ПК во многих информационных средах: цифровой и текстовой информации, графики, образов, звука и «живого» видео. Наряду с ПК в состав современных новых информационных технологий входят средства связи и телекоммуникаций (в том числе на основе кабельных, световолоконных и спутниковых систем), которые обеспечили принципиальную возможность передачи любой информации на дальние расстояния. Интеграция компьютеров и средств связи привела к созданию самого выдающегося достижения новых информационных технологий - общемировой компьютерной сети Internet. Ее роль не столько техническая, сколько общечеловеческая и гуманитарная - можно смело сказать, что Internet стала социальным явлением, способствующим объединению знаний и интеллекта людей всего мира без их деления государственными, экономическими, социальными и религиозными границами.

Общение является важнейшей категорией науки. Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и в психологии личности. Педагогическая психология вообще вся может быть рассмотрена через призму общения, ибо практически все стороны процессов воспитания и обучения опосредованы общением. Явление общения является по существу центральным в социальной психологии, потому что именно общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга; лидерство и руководство; сплоченность и конфликтность и др. В самом общем виде понятие «общение» как самостоятельная категория, не сводимая к деятельности, может быть определено следующим образом. Общение - это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый широким спектром актуальных потребностей субъектов взаимодействия, направленный на удовлетворение этих потребностей и опосредованный определенными межличностными отношениями.

Цели дипломной работы:

1. Провести теоретический анализ прагматических особенностей компьютерного общения.

2. Провести практическое исследование прагматических особенностей компьютерного общения.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной тематике.

2. Провести вводное рассмотрение общения как феномена индивидуальной жизнедеятельности.

3. Выявить специфику компьютерного общения как феномена современности.

4. Провести исследование прагматических особенностей компьютерного общения.

5. В заключение сформулировать итоговые выводы и рекомендации по тематике данного дипломного исследования.

Предмет исследования: специфика прагматических особенностей компьютерного общения.

Объект исследования: пользователи ПК в процессе компьютерного общения.

Методологические и теоретические предпосылки работы: в качестве методологических и теоретических предпосылок работы выступает то, что в современной науке проводилось не достаточно исследований, исследующих данную специфику.

Достоверность полученных результатов: учитывая качественные характеристики обработки полученных результатов можно говорить о высокой степени достоверности полученных результатов.

Теоретическая значимость работы: в данном дипломном исследовании проведён всесторонний анализ и систематизация материала по проблематике прагматических особенностей компьютерного общения.

Практическая значимость работы: материалы данного дипломного исследования могут быть использованы в работе педагога в сфере применения новых информационных технологий.

Итак, переходим к анализу тематики данной дипломной работы.

2.1.1. Характеристики компьютерного канала общения

В ХХ веке был изобретен компьютер – электронная вычислительная машина, способная хранить и воспроизводить закодированную специальным образом информацию. Кодировка информации происходит при помощи электрических сигналов. Измерение информации сначала осуществлялось в битах, затем в байтах, которые постепенно стали основной единицей измерения информации для компьютера. Информация в компьютере хранится на жестком магнитном диске (Hard disk) или на дискетах, которые бывают двух видов: гибкие (floppy) и жесткие. Основной единицей для записи и хранения компьютерной информации является файл (file – досье, папка), который может выступать носителем текстов, картинок, программ, таблиц и др.

Ведущим передаточным звеном между памятью компьютера и человеком являются программы, которые пишутся с помощью специальных языков программирования: Бейсик, Паскаль, Кобол, Си и др. (Пасько, Колесников, 1999).

При использовании компьютера как канала передачи информации реализуются его следующие функции:

- решение каких-либо конкретных прикладных задач – расчетов; здесь компьютер действует методом перебора и с огромной скоростью анализирует варианты, выбирая оптимальный;

- использование компьютера для набора любых текстов и их хранения в компьютерной памяти; это дало возможность хранить тексты, редактировать их, вносить необходимые изменения, т.е. более продуктивно с ними работать;

- кодирование нетекстовой информации, что стало возможным благодаря выходу на медиа, звуковые, графические и видео файлы. Соответственно, компьютер превратился в многоканальное устройство, способное хранить информацию как в текстовом виде, так и в звуковом, зрительном (видео изображения).

Следующий этап в развитии компьютера состоял в совмещении различных видов хранения информации в одном. В настоящее время можно создать документ, в который будут включены текстовые, графические, аудио- и видео фрагменты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ресурсы глобальной сети Интернет. Поисковой сервер Яндекс.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс. 2000.

3. Андреева Г.М.. Богомолов Н.Н . Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология в XX столетии. М.. 2001.

4. Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.

5. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка (стилистика декодирования). Изд. 2-е, перераб. Л.: Просвещение, 1981. 303 с.

6. Афонин Н. С. Эффективность лекционной пропаганды: социально-психологический аспект. М., 1975.

7. Балл Г.А,. Бургин М.С. Анализ психологического воздействия и его педагогическое значение // Вопросы психологии. 1994. №4, с. 56-66.

8. Бальзак О. Теория походки. М.. 1996.

9. Баранов А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1993. 182 с.

10. Барт Р. От произведения к тексту // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Наука, 1994. 562 с.

11. Бобнев М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М , 1975.

12. Богданов В.В. Речевое общение: прагматические и семантические аспекты. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. 88 с.

13. Богданов В.В. Текст и текстовое общение. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1993. 67 с.

14. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. Л.: ЛГУ, 1982.

15. Бодалев А. А. Психология общения. Москва-Воронеж, 1996.

16. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Наука, 1982. С. 14-21.

17. Брушлинский Л. В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. Минск, 1990.

18. Вежбицкая А. Речевые жанры // Жанры речи. Саратов: Изд-во Гос. ун-та «Колледж», 1997. 211 с.

19. Вилтон Г., Макклафлин К. Язык жестов. М., 1999.

20. Виноградов В.В. О понятии стиля языка // Изв. АН СССР, ОЛЯ, Вып. 4. Т. 14, 1955. С. 110-120.

21. Галичкина Е Н. специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций). Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Астрахань – 2001.

22. ГозманЛ.Я. Психология эмоциональных отношении. М.: МГУ, 1987.

23. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. М., 1980.

24. Дерябо С., Левин В. Гроссмейстер общения. М., 1996.

25. Джерелневская М.А. Установки коммуникативного поведения. М., 2000

26. Дмитриева Е.И. Дидактические возможности компьютерных телекоммуникационных сетей для обучения иностранным языкам // Ин. яз. в шк. 1997, №4. С. 22-26.

27. Доценко Е.Л. Психология манипуляции, М., 2000.

28. Дубровский Д. И. Обман. Философско-психологический анализ. М., 1994.

29. Емельянов Ю. И. Активное социально-психологическое обучение, Л., 1985.

30. Знаков В. В. Понимание в познании и общении. М., 1994.

31. Карасик В.И. Аспекты и категории дискурса // Языковая личность: система, норма, стиль. Волгоград: Перемена, 1998. С.47-49.

32. Ковалев Г. А. Теория социально-психологического воздействия // Основы социально-психологической теории. М., 1995. С. 352-374.

33. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. М.: Наука, 1984. 250 с.

34. Кукосян О. Г. Профессия и познание людей. Ростов-на-Дону, 1981.

35. Куликов В.Н. Прикладное исследование социально-психологического воздействия // Прикладные проблемы социальной психологии. М., 1983. С. 158-172.

36. Куницына В.Н., Казарнова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб., 2001.

37. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону. 1999.

38. Лабунская В. А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология утрудненного общения. М., 2001.

39. Лебон Г. Способы действия вожака. // Психология толп. М.. 1998.

40. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования. // Методологические проблемы социальной психологии, М. Наука, 1975.

41. Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту, 1974.

42. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969. C. 100-110.

43. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999.

44. Межличностное общение: Хрестоматия. СПб.. Питер, 2001.

45. Мицич П.Аргументация: цели, условия, приемы// Психология влияния, СПб,, 2000. С. 367-396

46. Мясишев В. Н. Психология отношении. Москва-Воронеж. 1995.

47. Ниренберг Д,, КалероТ. Читать человека - как книгу. М., 1990

48. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ. 1979.

49. Общение и оптимизация совместной деятельности. / Под ред. Г. М. Андреевой, Я.Яноушека. М.: МГУ, 1987.

50. Орлов Г.А. Современная английская речь. М.: Высш.шк., 1991. 240 с.

51. Остин Дж.Л. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. М.: Прогресс, 1986. С.22-129.

52. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. М., 2000.

53. Панферов В.Н. Психология общения // Вопр. философии. 1971. №7. С. 126-127.

54. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. М., 1967. 230 с.

55. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии и теории. СПб., 1999.

56. Петровская Л. А. Компетентность в общении. М.,1989.

57. Познание и общение. /Под ред. Б. Ф. Ломова и др. М, 1988.

58. Поршнев Б.Д. Социальная психология и история. М., 1979.

59. Проблема общения в психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1981.

60. Психологические исследования общения. / Отв. ред.Б. Ф.Ломов и др. М., 1985.

61. Психология влияния: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000.

62. Резников Е. Н. Межличностное восприятие и понимание. Межличностные отношения. //Современная психология. М., 1999. С. 508-523.

63. Рюкле X. Ваше тайное оружие в общении. М.. 1996.

64. Сергеева В.И. Предложение-высказывание в коммуникативно-языковом процессе. Тверь: Тверск. гос. ун-т, 1993. 120с.

65. Соколова-Бауш Е О Самопрезентация как фактор формирования впечатления о коммуникаторе и реципиенте. Дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. М,; МГУ, 1999.

66. Соснин В. А., Лунев П. А. Как стать хозяином положения: анатомия эффективного общения. М.: ИП РАН,1996.

67. Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

68. Социальная психология. / Под ред. Е.С. Кузьмина, В Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1975.

69. Станкин М. И. Психология общения: Курс лекций. М., 1996.

70. Тедески Дж., Неслер М. Основы социальной власти и социального влияния // Иностранная психология, 1991. Т. 2 (4). С. 25-31.

71. Тутушкина М. К. Общение и межличностные отношения // Практическая психология. СПб., 1997. С. 159-172.

72. Филлмор Ч. Основные проблемы лексической семантики // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 12. М.: Радуга, 1983. С. 74-122.

73. Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 1999.

74. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1998.

75. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М., 1999.

76. Эксакусто Т. В. «Барьеры» общения и диагностика их детерминанте целью оптимизации совместной деятельности // Психологический вестник. Вып.1. Ч. I. Ростов-на-Дону: Изд. Ростовского университета, 1996.

77. Якубинский Л.П. Избранные работы. Язык и его функционирование. М., 1986. С.17-57.

Похожие работы на данную тему