ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что старость - самый тяжелый период жизни человека, а демографическое постарение требует от общества все больших затрат финансовых и других материальных ресурсов на обслуживание этой возрастной категории населения. Общество вынуждено взять на себя решение всех проблем, связанных с комплексом защиты и социального обеспечения пожилых и старых людей. Социальная политика по отношению к этой возрастной категории населения отражает сущность любого общества и государства независимо от политического строя.
К сожалению, социальная работа со старыми людьми лишь в последние годы стала особенно актуальной для нашего государства. Социальная геронтология на современном этапе своего становления в России нуждается:
1) в солидной теоретической систематизации, которая позволила бы осмыслить феномен старения во всех его аспектах;
2) в обучении профессионалов, способных разрабатывать и выполнять государственные программы в отношении населения пожилого и старческого возраста, а также формировать политику социальной защиты лиц этой возрастной категории, проводить социальные эксперименты с целью создания банка данных для улучшения жизненных условий старых людей.
Старость - закономерно наступающий заключительный период возрастного индивидуального развития (онтогенеза).
Старение - разрушительный процесс, который протекает в результате нарастающего с возрастом повреждающего действия внешних и внутренних факторов и ведет к недостаточности физиологических функций организма. Старение представляет собой постоянно развивающееся и необратимое изменение структур и функций живой системы.
Целью данной дипломной работы является анализ самооценки пожилых одиноких людей.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть определение основных дефиниций исследования.
3. Проанализировать пожилой возраст и особенности самооценки.
4. Провести эмпирическое исследование самооценки одиноких пожилых людей.
Предмет исследования: анализ самооценки пожилых одиноких людей.
Объект исследования: пожилые одинокие люди.
Предмет исследования: корреляция между генезисом самооценки пожилого человека и уровнем активности в процессе общения
Объект исследования: две группы одиноких испытуемых по 25 человек в возрасте 60 – 70 лет.
Цель эмпирического исследования - рассмотреть корреляцию между генезисом самооценки пожилого человека и уровнем активности в процессе общения.
Задачи исследования:
1. Определить показатели уровня активности пожилого человека в процессе общения.
2. Разделить исследуемую группу на две равных в зависимости от степени активности в процессе общения.
3. Провести исследование уровня самооценки.
4. Провести корреляционный анализ Пирсона, направленный на выявление зависимости между уровнем социальной активности и уровнем самооценки.
Практическая значимость работы заключается в том, что на настоящий момент в психологическом процессе большое значение имеет как самооценка пожилого человека, так и вопрос о развитии у него социальной активности в процессе общения, но в то же время практически не существует исследований, определяющих взаимосвязь между двумя данными факторами, а потому проведённое нами исследование принимает актуальность для использования своих данных в психологической, социально-психологической и психолого-коррекционной работы.
Нами была высказана гипотеза о том, что уровень самооценки у пожилого человека с высоким уровнем социальной активности в процессе общения будет выше, чем у пожилого человека с низким уровнем социальной активности.
2.3.1. Самооценка одиноких пожилых людей
Исследования самооценки в период поздней взрослости представляется все более важной темой. Это связано с тем, что жизнь людей становится более продолжительной. Количество пожилых людей увеличивается, а правильное взаимодействие с ними более молодого поколения возможно при глубоком понимании специфики их возрастной психологии.
самооценка развивается в течение всей жизни человека и вбирает в себя все то, что было наиболее значимо в каждый из периодов личностного становления. Поэтому самооценка периода поздней взрослости и старости представляет собой сложное образование, в котором «записана» информация о множестве « Я «-образов, возникающих у человека в самых различных вариантах его самовосприятия и самопредставления. Это избирательная память личности, отражающая события таким образом, чтобы не нарушить основные личностные позиции. Поэтому исследовать « Я «-концепцию конкретного человека в ее жизненном трансформировании чрезвычайно сложно . [23]
Важный момент, который следует учитывать в связи с анализом специфики Я-концепции пожилых людей, состоит в культивировании в обществе шаблонов социального статуса этой возрастной группы. Результаты эмпирических исследований показывают, что многие характерные черты пожилых обусловлены распространенными в обществе негативными стереотипами восприятия стариков как людей бесполезных, интеллектуально деградирующих, беспомощных. И многие пожилые интериоризируют эти стереотипы, снижают собственную самооценку, боятся своим поведением подтвердить отрицательные шаблоны.» Я «-концепция этих людей в большинстве случаев вне конгруэнтна их самости», она блокирует их реальные возможности и предопределяет негативную направленность в психологическом развитии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- М., 2001.
2. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы самосознания. М.,2001.
3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: 1977.
4. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. М.: 1990.
5. Берльер Ф. Старение и старость. М., 1964.
6. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
7. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М„ 2001.
8. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Особенности самооценки в позднем возрасте // Вестник Московского университета. 1988. Серия 14. № 1.
9. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А. А. Смирнова. М.: 2001
10. Возрастные особенности психических функций взрослых в период зрелости (41-46 лет) / Отв. ред. Я. И. Петров. М., 1984.
11. Греков Б. А. Образование и переделка речевого стереотипа у лиц старше 70 лет // Процессы естественного и патологического старения. М., 2001.
12. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
13. Ермолин А. В. Возрастно-половые и типические особенности представленности в осознании структуры мотива СПб., 1996.
14. Карсаевская Т. В., Шаталов А. Т. Философские аспекты геронтологии. М., 1978.
15. Кваде В., Трусов В. П. Исследование возможности коррекции неадекватной самооценки // Вопросы психологии. 2001.
16. Квинн В. Прикладная психология. СПб., 2000.
17. Козлова Т.З. Пенсионеры оценивают свою прошлую жизнь // Психология зрелости и старения / Под ред. О.В. Краснова. М.: 2001, № 2.
18. Козлова Т.З. Переживание времени пожилыми россиянами // Психология зрелости и старения / Под ред. О.В. Краснова. М.: 2000, № 2.
19. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1999.
20. Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984.
21. Коффка К. Основы психического развития. М„ 2001.
22. Крайг Г. Психология развития. СПб.: 2000.
23. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
24. Крыжановская Л. М. Психология развития. М., 1997.
25. Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993.
26. Куликов Л. В. Психология настроения. СПб., 1997.
27. Лeumec H. С. Умственные способности и возраст. М„ 2001.
28. Ланге Н. Н. Психологический мир. М.; 1996.
29. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.
30. ЛеонтъевА. Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
31. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.,1991.
32. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентации. М., 1992.
33. Маслоу А. Мотивация и личность. М., 1998.
34. Матвеева Л.В. Коммуникативный акт в условиях опосредования // Вестник МГУ. Серия “Психология”. 1996 N 4.
35. Морозов В.П. Невербальная коммуникация: экспериментально-теоретические и прикладные аспекты // Психологический журнал. 1993 N 1.
36. Мухина В.С. Возрастная психология. - М, 1997.
37. Подгорецкая Н. А. Изучение приемов логического мышления у взрослых. М.: 1980.
38. Подробнее об оценке пожилыми своей прожитой жизни см. Т.З. Козлова. Пенсионеры оценивают свою прошлую жизнь // Психология зрелости и старения / Под ред. О.В. Краснова. М., 2001, № 2.
39. Пожилой человек: проблемы возраста и аспекты социальной защиты. Ульяновск, 1995.
40. Пономарев Я.А. Психология творчества: перспективы развития // Психологический журнал. 1994 N 6.
41. Психология. Учебник / Под ред. А. А. / Крылова. М., 1998.
42. Раевский К.М. Психологические тесты для практических психологов. М.,2003.
43. Реан А. А. Психология изучения личности. СПб., 1999.
44. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: 1999.
45. Рогов Е. И. Эмоции и воля. М., 1999.
46. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 2001
47. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
48. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 2002.
49. Соколова Е. Т., Николаева В. Н. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М„ 1993.
50. Социокультурный портрет. М., 1998.
51. Тарасов Г.С. О двух подходах к развитию// Психологический журнал. 1994 N 6.
52. Тарасов Г.С. Потребность в классическом искусстве общения как психологический феномен // Психологический журнал. 1993 N 6.
53. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.
54. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1998.
55. Ханна Т. Искусство не стареть. СПб., 1996.
56. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М., 1995.
57. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. – Казань., 1993.