Введение
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что из всей совокупности взаимоотношений педагога-воспитателя с детьми, основанных на профессиональном долге и чувстве ответственности, следует особо выделять педагогический такт.
Педагогический такт можно определить как соблюдение педагогического принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, как умение выбрать правильный подход к учащимся, исходя из их личностных особенностей и отношений с ними. Педагогический такт есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка воздействия, и способность проконтролировать и, если это необходимо, уравновесить это средство другим. Тактика поведения и действий педагога-воспитателя, владеющего педагогическим тактом, состоит в предвидении возможных последствий применения тех или иных методов и своевременной их корректировке, а также в том, чтобы, предвидя последствия, выбрать стиль и тон, время и место педагогического воздействия.
Педагогический такт - соблюдение принципа меры в общении с людьми, позволяющее наиболее эффективно использовать средства психолого-педагогического воздействия при безусловном уважении к личности каждого из участников общения; важный элемент психологической культуры.
Педагогический такт проявляется в способности чутко улавливать малейшие изменения в настроении и психологическом состоянии партнера (клиента, собеседника, подчиненного и т.д.); в жизни реализуется в самых разнообразных формах - в вежливости, внимательности, доброжелательности, чуткости. Педагико - педагогический такт, особенно важен во взаимоотношениях социального работника с клиентами, руководителя с подчиненными.
Педагогический такт вырабатывается в процессе социализации индивида, становления личности при активном участии самого индивида, т.е. самообразования и самовоспитания; овладению психолого-педагогическим тактом способствует постоянный самоконтроль и самоанализ поведения в различных ситуациях.
В то же время педагогический такт - принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми. Педагогический такт - неотъемлемая часть воспитательного взаимодействия взрослых и детей, основанный на чувстве взаимного уважения и взаимной ответственности. Педагогический такт определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога.
Педагогический такт выражается в умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях (в т.ч. и конфликтных), не унижая достоинство ребёнка и не вызывая у него сопротивления воспитанию. Педагогический такт требует от педагога постоянного контролирования собственного поведения и умения предвидеть возможные последствия своих воспитательных воздействий. Педагогический такт - это выработка педагогом своего стиля общения с воспитанниками в разных сферах деятельности (строгого и корректного на уроке, непринуждённого в неформальной обстановке и пр.).
Педагог, не владеющий педагогическим тактом, ставящий себя выше своих воспитанников, может легко перейти на позиции авторитарного воспитания, формализма, морализаторства и нанести непоправимый вред развитию личности ребёнка. Опасна и другая крайность - попытка установить с детьми отношения "панибратства", которые принижают авторитет педагога. Педагогический такт в сочетании с индивидуальным подходом к воспитанию позволяет установить между воспитателем и воспитанником атмосферу взаимопонимания и духовной общности.
Целью данной дипломной работы является анализ педагогического такта воспитателя как необходимого условия социальной адаптации ребёнка к детскому саду.
Задачи:
1. Провести подбор литературы по данной тематике.
2. Провести вводный теоретический анализ педагогического такта воспитателя как необходимого условия социальной адаптации ребёнка к детскому саду.
3. Провести составление теоретико – практической программы работы с детьми по оптимизации адаптации в детском саду.
4. Провести эмпирическое исследование влияния экспериментальной программы, основанной на педагогическом такте, на страхи дошкольников с целью оптимизации адаптации к детскому саду.
Предмет исследования: анализ педагогического такта воспитателя как необходимого условия социальной адаптации ребёнка к детскому саду.
Объект исследования: дети дошкольного возраста в процессе социальной адаптации к детскому саду под воздействием педагогического такта.
В исследовании педагогического такта воспитателя как необходимого условия социальной адаптации ребёнка к детскому саду мы опирались на труды таких известных исследователей, как Аверин В.А., Бассин Ф. В., Рожнов В. Е., Рожнова М. А., Божович Л.И., Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А., Выготский Л. С., Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н., Давыдов В. В., Запорожец А. В., Исаева Д. Н., Кравцова Е. Е., Михайленко Н.Я., Короткова Н.А., Яковлев И.А. и др.
Итак, переходим к анализу тематики данной дипломной работы.
В результате работы по исследованию межличностного общения в группах старшего дошкольного возраста выяснилось, что большинство детей испытывают трудности в адаптации, которые проявляются во взаимоотношениях с окружающими.
В связи с этим возникла необходимость создания комплексной программы оптимизации общения в рамках всего дошкольного учреждения.
Целью данной программы является создание условий для оптимизации общения в сфере «взрослый — ребенок» и «ребенок — ребенок».
Структуру занятий можно представить в виде последовательных этапов.
1. Разогрев детей, то есть упражнения и игры, направленные на активизацию психических процессов, эмоционального и физического состояния детей.
2. Создание проблемной ситуации по теме занятия посредством использования игрового или сюрпризного моментов, инсценировки, зачитывания художественных текстов или рассказывания сказки либо истории.
3. Дискуссия по проблеме с индивидуальными высказываниями детей, где психолог является организатором дискуссии и приводит детей к необходимости обобщения сказанного, то есть к решению проблемы.
4. Рисование по теме (с диагностической либо профилактически коррекционной целью).
5. Игры, направленные на развитие общения, интеллекта и эмоциональной сферы детей: проигрывание значимых для детей ситуаций с их участием, с целью коррекции нарушений в сфере межличностных отношений; игры на формирование адекватной самооценки, на гармонизацию личности ребенка и общую сплоченность группы.
6. Заключительная часть — расслабляющие упражнения.
Занятия проводятся еженедельно в старших и подготовительных группах детского сада, фронтально либо по подгруппам (3 подготовительные группы, 2 старшие и 1 смешанная).
В конце всего цикла занятий организуется выставка детских работ, проводится итоговая диагностика с целью выявления изменений, происшедших у детей в ходе работы с психологом.
На родительских собраниях следует познакомить родителей с целями и задачами работы с детьми, рассказать о содержании занятий, о помощи, которую родители могут оказать детям дома, о необходимых для работы материалах.
Список литературы
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учебн. пособие - изд.2-е перераб. и доп.- М., 2001.
2. Авреева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. М.1991 г.
3. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М., М., 1999.
4. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Изд-во Казанского университета, 1998.
5. Аргайл М. Психология счастья: Пер. с англ. М., 1999.
6. Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования. // Вопросы психологии. - 1986. - № 1.
7. Аткинсон Р. Л, Аткинсон Р. С., Смит Э. Е. Введение в психологию. 1998.
8. Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Л.А.Парамонова, Т.И.Алиева, А.Н. Давидчук и др. М., 2000.
9. Бассин Ф. В., Рожнов В. Е., Рожнова М. А. Психическая травма.- Ташкент, 1999,
10. Бедельбаева Х.Т. Влияние общения на избирательное отношение детей к «социальным» и «несоциальным» зрительным сигналам || Новые исследования в психологии. 1978 г. №2.
11. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства.- М., 2000.
12. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 2000.
13. Берулава М.Н. Гуманизация образования: направления и перспективы. // Педагогика. - М., 1996.-№ 1.
14. Богомолова М. И. Интернациональное воспитание дошкольников. М.,1998.
15. Богуславская З.М. Индивидуальные различия в процессе общения со взрослыми у детей дошкольного возраста. Материалы III всесоюзного съезда общества психологов СССР. т.2, М.1968 г.
16. Бодалев А. А. Личность и общение.— М., 1993.
17. Бодалев А.А. Популярная психология для родителей. - М., Педагогика 1988г.
18. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. - М. - 1968. - 464с.
19. Бойко Е. И. Время реакции человека. М.: Наука, 1994.
20. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. Педагогика. - М., 1997, № 4.
21. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. - М., 1995.
22. Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии.— М., 1996.
23. Бюлер Ш., Тюдор Тарт.Б., Гетцер Г. Социально-психологическое изучение ребенка первого года жизни. М., 1931 г.
24. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика- М., 1996.
25. Венгер Л. А., Мухина В. С. Развитие чувств дошкольника // Дошкольное воспитание. 1999 №7
26. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М., 1988.
27. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.1988 г.
28. Ветрова В.В. Особенности речи дошкольников в ситуации вербального управления деятельностью. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания дошкольников. 1981 г.
29. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. М„ 1993.
30. Воспитание детей в игре / Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. М., 1993.
31. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Т. 4. М., 1994.
32. Выготский Л.С. Проблема развития в структурной психологии. Основы психологического развития.1934 г.
33. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.1960 г.
34. Газман О. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема. // Новые ценности образования. - М., - 1995. - № 3.
35. Галигузова Л.Н., Землянухина Т.М. Зарождение общения между детьми в раннем возрасте || Генетические проблемы социальной психологии. Под редакцией Коломинского Я.Л., Лисиной М.И. Минск 1985 г.
36. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. М.1992 г.
37. Гамезо В.М. Домашенко И.А. Атлас по психологии: М.:,1999.
38. Гарбузов В. И. Особенности психотерапии в семье с единственным ребенком, страдающим неврозом.— М., 2000
39. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение.— М., 1997.
40. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. СПб.:1994.
41. Гвоздев Л.Н. Вопросы изучения детской речи. М.1961 г.
42. Годовикова Д.Б. Влияние общения со сверстниками на общение детей со сверстниками || Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. Под редакцией Лисиной М.И. М.1980 г.
43. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М.,1996.
44. Давыдов В. В. Проблема развивающего обучения. М., 1996.
45. Денисова 3. В. Механизмы эмоционального поведения ребенка М., 2001
46. Денисова М.П., Фигурин Н.Л. Ранние условные рефлексы у детей || Советская педиатрия. 1935 г. №6
47. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. СПб, 1997.
48. Джайнотт Х.Д. Родители и дети. - М., 1986.
49. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка: Пер. с англ. М., 1995.
50. Дубровина Л.М. Практическая психология образования. М.,1997.
51. Дыбина-Артамонова О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. Самара, 1997.
52. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. М., 2000
53. Елагина М.Г. Значение ситуативно-делового общения со взрослыми для становления активной речи у детей. Общение и речь. М.1985 г.
54. Закон РФ «Об образовании» (1992). М., 1996.
55. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. М., 1999
56. Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников.М.1974
57. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.— М., 1998.
58. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1993.
59. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка 3-е изд. испр. Спб.,1997.
60. Зимняя И.А. Педагогическая психология.: Ростов-н/Д.,1997.
61. Иванова В. М. Игра как средство нравственного воспитания младшего дошкольника в семье. - М., 1996.
62. Из детства в отрочество / Под ред. Т.Н. Дороновой. М., 1998.
63. Исаева Д. Н. Психопрофилактика в практике педиатра.— М., 2000.
64. Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т. В. Антоновой. М., 1995.
65. Карвасарский Б. Д. Неврозы.— М., 1999.
66. Кириченко Е. И., Журба Л. Т. Клинико - патогенстическая дифференциация форм невропатии у детей раннего возраста. М., 1996
67. Кистяковская М.Ю. Воспитание детей первого года жизни в яслях и домах ребенка. М.1946 г.
68. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль. 1996 г.
69. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста.— М., 1999.
70. Козлова С.А. Я - человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру. М.,1996.
71. Корнееда Е.И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников (средний дошкольный возраст) - М., 1995.
72. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. М., 1996.
73. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.1991 г.
74. Крайг Д. «Психология развития»: СПб.,2000.
75. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. - М., Просвещение 1990г.
76. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. - М., 1990.
77. Левис Ш. Ребенок и стресс. - СПб., 1997.
78. Леонтьев А.А. Деятельность и общение || Вопросы философии.1979 г.№1
79. Лешли Д. Работать с маленькими детьми. - М., 1991.
80. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни || Проблемы общей возрастной и педагогической психологии (Под редакцией Давыдова В.В.) М.1978 г.
81. Лисина М.И. Особенности практически действенного общения со взрослыми у детей раннего возраста || Материалы III всесоюзного съезда общества психологов СССР т.2. М.1968 г.
82. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.1986 г.
83. Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками || Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии (Под редакцией Лисиной М.И.) М.1980 г.
84. Лисина М.И., Капчела Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. Кишинев.1987 г.
85. Лисина М.И., Сарториус Т.Д. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников. Психология формирования личности и проблемы обучения (Под редакцией Эльконина Д.Б., Дубровиной И.В.) М.1980 г.
86. Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. - Самара, 1997.
87. Матейчек З. Родители и дети.- М., 1992.
88. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М. 2000.
89. Муссен П. и др. Развитие личности ребенка. - М., 1987.
90. Пестов Н.Е. Путь к совершенной радости. Воспитание детей. М., 1994.
91. Петровский В .А. К пониманию личности в психологии. // Вопросы психологии. - 1981. - № 2.
92. Программа воспитания и обучения в детском саду. М., 2000.
93. Развитие / Л. И. Вегнер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др. М., 1995.
94. Раттер М. Помощь трудным детям. Пер. с англ. /Под ред. А.С. Спиваковской. - М. - 1987. - 424с.
95. Сазыкин И.М. Психология дошкольного возраста. М., 2001.
96. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. - М. 1966. -149с.
97. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. - М., 1991.
98. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. - М., 1988.
99. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. М., 1993.
100. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1993.
101. Флерша Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Под ред. В. Н. Шацкой. М., 2001.
102. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. - М., 1981.
103. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.
104. Яковлев И.А. Мир психологии. М., 1999.