ВВЕДЕНИЕ
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Формирование эффективной налоговой системы для России – экономическая проблема общегосударственного зна¬чения.
С принятием Государственной Думой Налогового Кодекса РФ дискус¬сия о его завершенности и принципах построения не ослабевает. И это закономерно: современная отечественная система налого¬обложения формировалась на протяжении 90-х гг. посредством приспособления советской налоговой структуры к новым усло¬виям хозяйствования, введения того или иного вида налога, способного, по мнению реформаторов, быстро пополнить дохо¬ды бюджета. В результате этих преобразований сложилась трех¬уровневая налоговая система с фискальным характером, не ори¬ентированная на стабилизацию социальной ситуации в общест¬ве и стимулирование развития отечественного производства или поощрение инвестиционной активности товаропроизводителей. Для этой системы характерны низкая эффективность и отторже¬ние как хозяйствующими субъектами, так и гражданами не адек¬ватной современному рыночному образу мышления функцио¬нальной направленности государственной налоговой политики.
Западные страны формировали свою экономическую политику в течение столетий принципами, опираясь на сис¬тему государственных финансов, игравших ведущую роль в конъюнктурной, структурной и социальной сферах. Фискальная политика ведущих индустриальных держав демонстрирует по¬следовательную тенденцию использования налогов в качестве действенного набора инструментов, способных квалифициро¬ванно обеспечить перераспределение ВВП в пользу наиболее значимых, с точки зрения государства, отраслей, направлений социального и регионального развития экономики. В теории и на практике макроэкономического регулирования рыночной эко¬номики произошли значительные перемены, изменились цели и методы государственной экономической политики, а также ме¬ханизм налогового регулирования.
Современная налоговая система характеризуется необычай¬ной изощренностью форм и методов обложения и исключитель¬ным многообразием применяемых налогов (в отдельных странах существует около ста и более различных видов налогов). Для всех развитых и большинства развивающихся стран основные ее принципы и характеристики едины, хотя в их понимании и при¬менении в налоговой политике имеются существенные различия.
Основы существующей в Российской Федерации налоговой системы были заложены в конце 1991 г. принятием Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и соответствующих за¬конов по конкретным видам налогов. В условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике в первые годы реформ российская налоговая система в це¬лом выполняла свою роль, обеспечивая поступление в бюд¬жеты всех уровней необходимых финансовых ресурсов. Вме¬сте с тем, по мере дальнейшего углубления рыночных преоб¬разований, присущие налоговой системе недостатки станови¬лись все более и более заметными, а ее несоответствие проис¬ходящим в экономике изменениям все более и более очевид¬ным.
С 1 января 1999 г. вступила в действие первая или так называемая общая часть Налогово¬го кодекса Российской Федерации. Этот документ регла¬ментирует важнейшие положения налоговой системы Рос¬сии, в частности, перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь ком¬плекс взаимоотношений государства с налогоплательщика¬ми и их агентами.
Второй частью Налогового Кодекса приняты семь глав, посвященные НДС, акцизам, налогу на доходы физичес¬ких лиц, единому социальному налогу, налогу на прибыль организаций, налогу на добычу полезных ископаемых и налогу с продаж.
Налоговый кодекс призван стать и непременно станет прак¬тически единственным нормативным актом, регулирующим все налоговые вопросы, начиная с взаимоотношений налого¬вых органов и налогоплательщиков и кончая порядком рас¬чета и уплаты всех предусмотренных в нем налогов. Налоговый Кодекс – это новый этап в формировании налоговой системы Российской Федерации, который приближает ее к мировой модели налогообложения. Налоговый Кодекс призван вывести на качественно новый уровень взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Целью данной работы является исследование роли и места косвенных налогов в налоговой системе Российской Федерации. Поэтому с учетом данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты косвенных налогов, их характеристику и роль в налоговой системе РФ;
2. Проанализировать работу ИМНС по г. Набережные Челны за 2003-2005 гг.
3. Проанализировать контрольную работу по косвенным налогам
4. Рассмотреть методы совершенствование налоговой системы
Научная и методическая основа дипломной работы представляет собой законодательные акты, а также работы отечественных ученых и специалистов по косвенным налогам, к которым относятся: Коваль Л.С., Баринова Л.Г., Косарева Т.Е., Юринова Л.А., Брызгалина. А.В.
Инспекция ФНС по г. Набережные Челны в своей работе руководствуется Конституцией РФ и РТ, Законами РФ и РТ, указами Президента РФ и РТ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и РТ, решениями коллегии, приказами, инструкциями и указаниями Госналогслужбы РФ и Госналогинспекции РТ, нормативно-правовыми актами органов государственной исполнительной власти РТ по вопросам деятельности государственных целевых (внебюджетных) фондов, Налоговым Кодексом, другими законодательными актами РФ и РТ, Указами и распоряжениями Президента РФ и РТ, постановлениями Госсовета РТ, постановлениями и решениями органов государственной власти РТ по налогу на добавленную стоимость, акцизам (на ювелирные изделия, бензин автомобильный, природный газ) и ресурсным платежам (платежи при пользовании недрами, плата за воду, лесной доход, за использование рыбными ресурсами, животным миром), постановлениями и решениями Правительства РФ и РТ по вопросам регулирования производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, по налоговым вопросам в этой сфере деятельности в пределах предоставленных им прав, приказами, инструкциями и указаниями Государственной налоговой службы Российской Федерации.
Структура органов налогового контроля в ИФНС по г. Набережные Челны в 2005 г. отражена на рис 2.1.1. и состоит из:
1.Руководство.
3.Юридический отдел.
4.Отдел регулирования задолженности.
5.Отдел камеральных проверок.
6.Отдел выездных проверок.
7.Отдел оперативного контроля.
Юридический отдел. Обеспечение правовыми средствами реализации Инспекцией законодательства о налогах и сборах, норм и положений Кодекса об административных правонарушениях, законодательства о государственной регистрации юридических лиц, о применении ККМ, о государственном регулировании производства и оборота алкогольной и табачной продукции, а также нормативных правовых актов ИФНС России и Управления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодекс РФ части I и II , «ИКФ»,М.2003.
2. Закон Российской Федерации от 21 марта 1991 г. N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации".
3. Положение о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам (утв. постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 783) .
4. Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения".
5. Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право : Учеб. пособие для вузов по экон. и правовым специальностям и направлениям / А. В. Брызгалин и др.; Под ред. А. В. Брызгалина; А. В. Брызгалин; В. Р. Берник, О. Н. Головкин, О. Н. Попов. - М.: Аналитика - пресс, 2002. – 541с.
6. Все налоги России: справочник/ Под ред. В.В. Карпова. - М.: Экономика и финансы, 2003г. – 254с.
7. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение : Для экон. специальностей вузов / Л. В. Дуканич; Л. В. Дуканич. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 387с.
8. Евстигнеев Е.Н. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство : Учеб. пособие для вузов / [Евстигнеев Е. Н., Харченко Г. П., Викторова Н. Г. и - СПб. и др.: Питер, 2003. -642с.
9. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России : Учеб. для вузов / Л. Н. Лыкова; Моск. гос. ун - т им. М. В. Ломоносова, Экон. фак., Каф. соц. экон. проблем; Л. Н. Лыкова. - М.: Бек, 2001. -549с.
10. Налоги в механизме хозяйствования / А.В. Сигеневич, Е.М. Бухвальд. М., Наука, 2002.- 521с.
11. Налоги и налогообложение. Учебное пособие для вузов / И.Г. Русакова, В.А. Кашин, А.В. Толкушин и др.; под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. - М.: Финансы. ЮНИТИ, 2003.- 627с.
12. Налоги: учебное пособие / Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 2002.-459с.
13. Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России. М.: Финстатинформ, 2003.-349с.
14. Основы налогового права. Учебно - методическое пособие. М.: Инвест Фонд, 2001 . - 249с.
15. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации : Учеб. для вузов по экон. специальностям и направлениям / В. Г. Пансков; В. Г. Пансков. - М.: МЦФЭР, 2002. – 249с.
16. Перов А.В. Налоги и международные соглашения России / А. В. Перов. М.: Юристъ, 2000. – 438с.
17. Русакова И.Г. Налоги и налогообложение : - М.: ЮНИТИ, 2000. – 584с.
Селезнева Н.Н. Налоги : Учеб. для вузов /- М.: ЮНИТИ - Дана, 2003. 206с
18. Синельников С. и др. "Проблемы налоговой реформы в России: анализ ситуации и перспективы развития", М., Евразия, 2000- с. 164-196.
19. Синельников-Мурылев - К вопросу о концепции налоговой реформы. 2003.- 259с.
20. Соколов А.А. Теория налогов. М.: Финиздат, 2003 . – 487с.
21. Сутырин С.Ф. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике: Учеб. пособие / Сутырин С.Ф., Погорлецкий А.И. - СПб., 1998. - 577с.
22. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение : Энцикл. слов. / А. В. Толкушкин; А. В. Толкушкин. - М.: Юристъ, 2000.
23. Харланов И.И., Совершенствование структуры налоговых органов. СПб. 2002.
24. Черник Д.Г. Налоги : Учеб. пособие для вузов по направлению "Экономика", специальностям "Финансы и кредит"и"Бухгалт. учет и аудит" / Д. Г. Черник и др.; Под ред. Д. Г. Черника; Д. Г. Черник; А. А. Глинкин, В. П. - М.: Финансы и статистика, 2002.
25. Шаталов С.Д. Комментарий к налоговому кодексу РФ часть 1 (постатейный) ─М.: МЦФЭР, 2000.-241с.
26. ЮткинаТ.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 2002.- 247с.
27. Артемов Ю.М. Налогообложение в Федеративной Республике Германии // Финансы. - 1994. - N 6. - С.41-46.
28. Банхаева Ф.Х. Сравнительный анализ налоговых систем и его значение для совершенствования и реформирования налогового законодательства // Налоговый вестник - 2001. - N 2. - С.135-137; N 3. - С.93-97.
29. Берсенева Л.П. Проблема уклонения от уплаты налогов актуальна не только в нашей стране // Налоговый вестник - 2001. - N 5. - С.36-39.
30. Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути ее совершенствования // Финансы. – 2001. - № 4.
31. Караваева И.В. Приоритетные направления налоговых реформ в рыночной экономике второй половины ХХ века. - М., 1998. - 182с.
32. Попонова Н.А. Налоговые органы во Франции // Финансы. - 2002. - N 1. С.73-76.
33. Попонова Н.А. Налоговый контроль во Франции // Финансы. - 2000. - N 10. - С.32-34.
34. Павлова Л. Совершенствование налогообложения в РФ // Аудитор. 1998. № 8.
35. Пушкарева В.М. Содержание и принципы построения налоговой системы // Финансы. - 2001. - N 10. - С.61-63.
36. Сафрончук М. Налоги: налоговая система // Наука и жизнь. – 2001. – 12с.
37. Синельников-Мурылев - К вопросу о концепции налоговой реформы – 2003.
38. Соколов А.А. Теория налогов. М.: Финиздат, 2002 .
39. Черник Д.Г. Налоги Франции // Финансы. - 1994. - N 7. - С.33-38.
40. Годовые отчеты ИФНС РФ по РТ г. Набережные Челны.